Инклюзивная среда: безбарьерный ЖК — в рамках нормативных требований и за их границами
Сегодня в России существует целый ряд нормативных документов, регламентирующих создание безбарьерной среды для маломобильных групп населения, требования которых необходимо соблюдать при проектировании зданий, — и это хорошо. В частности, как отмечают эксперты группы «Эталон», действуют требования к путям движения по участку (устройство пандусов и съездов с тротуара на проезжую часть, информационной разметки по пути движения и мест отдыха, габариты пешеходных путей для движения, требования к материалам покрытий и тому подобное) и внутри здания для гостевого доступа (ширина коридоров, контрастные информационные обозначения, открывания дверей, устройства площадок перед входами и так далее), требования по габаритам к санитарно-бытовым комнатам в коммерческих помещениях, требования по эвакуации при пожаре (с устройством путей движения, знаков оповещения, а также зон безопасности для инвалидов на кресле-коляске с кнопкой вызова помощи) — это, конечно, еще не полный список.
А вот что не очень хорошо: по наблюдениям заместителя директора архитектурного бюро ABD architects Катерины Левянт, в большинстве своем работающие в жилом сегменте застройщики ими, закрепленными в нормах и правилах требованиями, и ограничиваются, не расходуя средства на дополнительные решения.
Катерина Левянт ГАП, заместитель директора архитектурного бюро ABD architects «Девелоперов, которые действительно думают об инклюзивности в своих объектах, единицы — это те, чьи руководители, например, имеют опыт работы в Европе и прониклись социальной важностью такого подхода. Ведь инклюзивность актуальна не только для людей, чьи возможности в данный момент ограничены: с возрастом каждый человек становится менее мобильным и старается выбрать себе жилье, которое максимально облегчит ему жизнь и передвижение. К сожалению, в российской практике застройщики чаще думают об инклюзивности только в рамках рекламных буклетов, выдавая за нее решения, и так необходимые к реализации по нормативным документам».
Жесткие, но правдивые слова. Если оставить за скобками разговора лидеров жилого сегмента, то в массе своей застройщики никогда (ни раньше, в «жирные» времена рынка недвижимости, ни сейчас, в экономически непростых условиях) не стремились выйти за установленные нормативами границы инклюзивности. Люди с ограниченными возможностями — ни разу не целевая аудитория ни для какого проекта (ну сколько их будет на весь жилой комплекс?), это вам не семьи с детьми и не зожники, на которых можно сделать стопроцентно работающую рекламно-маркетинговую ставку, так стоит ли тратить время, силы и деньги, придумывая что-то дополнительное для парочки слабовидящих или нескольких колясочников? Поделитесь опытом — кто хоть раз встречал в рекламе ЖК представителя «серебряного возраста», не щеголяющего белозубой улыбкой и отменной физической формой? А человека с нарушениями опорно-двигательной системы или в черных очках и с собакой-поводырем? Тем более что, как подчеркивает вице-президент по продукту группы «Эталон» Станислав Кондратьев, проектирование квартир для маломобильных групп граждан не является обязательным.
Станислав Кондратьев вице-президент по продукту группы «Эталон» «Планы квартир, рассчитанных на жителей с дополнительными потребностями, включают расширенные дверные проемы и, соответственно, двери, учитывают большой радиус поворотов и другие особенности, которые увеличивают площадь небольшой квартиры на пять-семь метров и более. Это меняет квартирографию, повышает стоимость строительства и реализации недвижимости. Большинство девелоперов не стремятся инвестировать в создание инклюзивной среды сверх нормативных требований. В то же время оборудование мест общего пользования для людей с ограниченными возможностями не несет дополнительных эксплуатационных расходов, и реализация концепции безбарьерных дворов может стать уникальным торговым предложением — ведь когда на пути человека по территории жилого комплекса нет бордюров, лестниц и других естественных препятствий, выигрывают не только люди с ограниченными возможностями, но и, например, родители с колясками».
По наблюдениям директора департамента развития продукта ГК ФСК Петра Кирилловского, сейчас многие девелоперы из числа вовлеченных в актуальную повестку используют понятие «универсальная среда». Оно намного шире и включает не только работу по созданию инклюзивной среды, но и учет мобильности людей, которая меняется в зависимости от жизненного цикла.
Петр Кирилловский директор департамента развития продукта ГК ФСК «Универсальная среда учитывает, например, наличие маленьких детей или детской коляски. Она даже учитывает число пакетов, которые житель дома несет из магазина в квартиру. Поэтому задача застройщика — закладывать решения, которые удобны для всех групп пользователей: детей, многодетных семей, пожилых и маломобильных групп людей. Например, в нашей компании мы внедрили стандарты благоустройства, которые при создании универсальной среды базируются на семи ключевых пунктах: равенство в использовании, гибкость в использовании, простой и интуитивный дизайн, легковоспринимая информация, низкое физическое усилие, допустимость ошибки, а также размер и пространство для использования. То есть мы проектируем такую среду, которая предлагает решения для совместного использования пространства. Но при этом надо понимать, что это пространство мы адаптируем: в частности, к этому можно отнести тактильные элементы, которые готовы стать помощниками в восприятии пространства».
Конечно, для любой компании подобные стандарты — сугубо добровольное решение. Тогда можно ли утверждать, что самый простой и при этом самый действенный способ повысить уровень инклюзивности среды в рамках каждого конкретного ЖК — ужесточение законодательства? Катерина Левянт считает, что нет.
«Законодательно ужесточить требования — это не самый лучший способ. Более действенный метод, на мой взгляд, — создать механизм, при котором выполнение требований к инклюзивности будет работать на продажи, а значит, очень интересовать застройщика. Таким механизмом могла бы быть медиакампания, рассказывающая гражданам, потенциальным покупателям, об инклюзивности, чтобы они понимали, каким может быть идеальное для них жилье. Например, многие люди ищут себе комфортную недвижимость для жизни на пенсии, а это как раз возраст, когда возможности человека постепенно начинают ограничиваться. В этом случае потенциальный покупатель отдаст предпочтение (и больше денег) тому жилому комплексу, где не только в красивом рекламном буклете, а в реальности реализованы принципы инклюзивной среды», — предполагает эксперт.
В дополнение Петр Кирилловский отмечает, что «сегодня мы живем в очень высококонкурентном рынке, который, по сути, и является тем самым регулятором решений, внедряемых застройщиком. И чем более комфортное городское пространство он, застройщик, создает, тем больше шансов, что его продукт будет востребованным».
По мнению Станислава Кондратьева, участие государства в формировании инклюзивной среды может выражаться не в ужесточении требований, а в исполнении роли заказчика. Если государство выступит покупателем недвижимости для людей с ограниченными возможностями, застройщики сформируют предложение, соответствующее финансово подкрепленному спросу. То есть, если на рынке будет присутствовать покупатель, заинтересованный в приобретении недвижимости для маломобильных групп граждан, застройщики сами начнут строить и активно предлагать такое жилье, уверен эксперт.
«Сейчас мы в «Эталоне» обсуждаем идею проектирования квартир на первых этажах с учетом требований к жилью для людей с ограниченными возможностями, для маломобильных групп граждан. Пока в порядке эксперимента. Но не исключено, что инклюзивная недвижимость на первых этажах будет пользоваться спросом и в дальнейшем мы будем увеличивать это предложение», — Станислав Кондратьев ставит точку и передает слово представителям сегмента коммерческой недвижимости. Об их взаимоотношениях с понятием «инклюзивная среда» — в заключительной части материала.