Что нужно знать о земельном контроле

• Каким образом проводятся профилактические мероприятия и/или проверки? Инспектора по использованию и охране земель могут самостоятельно выезжать на местность для проведения профилактических мероприятий по контролю засоблюдением норм земельного законодательства удаленно, с помощью информации, полученной со средств дистанционного зондирования Земли (снимки спутников), а также используя беспилотные летательные аппараты. Благодаря этому специалисты обследуют выбранную территорию комплексно, используя все доступные средства для выявления, обнаружения нарушения и причин их возникновения. С 1 июля 2021 года в России действует Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». В нём акцент сделан на предупреждение нарушения обязательных требований и профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Все виды профилактических мероприятий контрольно-надзорных органов, которые могут проводить инспекторы органов контроля (надзора) согласно ст. 45 Закона № 248-ФЗ и Положений о виде контроля делятся на 7 видов, которые применяются к объектам контроля и осуществляется в рамках этого вида контроля. Это: • информирование; • обобщение правоприменительной практики; • меры стимулирования добросовестности; • объявление предостережения; • консультирование; • самообследование; • профилактический визит. Перечисленные профилактические мероприятия могут проводиться в отношении землепользователей и вотношении лицензиатов (ч. 3 ст. 2 Закона № 248-ФЗ). Особенности проведения контрольно-проверочных мероприятий. На основании ст. 8 и ст.22 Закона № 248-ФЗ проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), имеет приоритет по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий, а также выбор профилактических мероприятий, их содержание, интенсивность и результаты зависят от допустимого уровня риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере деятельности. То есть, от вероятности наступления событий, следствием которых может стать причинение вреда (ущерба) различного масштаба и тяжести охраняемым законом ценностям. Контролируемое лицо имеет право (ст. 36 Закона № 248-ФЗ): • присутствовать при проведении профилактического мероприятия, давать пояснения по вопросам его проведения (кроме мероприятий без взаимодействия); • получать от контрольного (надзорного) органа, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету профилактического мероприятия, и предоставление которой предусмотрено федеральными законами. Контрольные (надзорные) органы при проведении профилактических мероприятий взаимодействуют с гражданами и организациями только в случаях, прямо установленных Законом № 248-ФЗ и проводят только с их согласия либо по их инициативе. В свою очередь, инспектор не вправе препятствовать осуществлению контролируемым лицом, присутствующим при профилактическом мероприятии, фотосъемки, аудио и видеозаписи (если эти действия не запрещеныфедеральными законами и не создают препятствий для проведения указанных мероприятий) (ст. 37 Закона № 248-ФЗ). Обращаем Ваше внимание, что в соответствии № 248-ФЗ допускается совместное проведение профилактических мероприятий инспекторами из разных органов, а также с госорганами и местными властями. Инспекторов, уполномоченных на проведение конкретного профилактического мероприятия, определяет решение контрольного (надзорного) органа о его проведении. В некоторых случаях Положение о виде контроля может запрещать проведение контрольного (надзорного) мероприятия в отношении объектов контроля инспекторами, которые проводили профилактические мероприятия в отношении указанных объектов. • Какие бывают нарушения? К самым распространенным нарушениям земельного законодательства относятся: • Самовольное занятие земельного участка (ЗУ) Так называемые «самозахваты» или использование чужой земли без предусмотренных законом оснований и правоустанавливающих документов. • Нецелевое использование земель, То есть использование ЗУ не в соответствии с установленными для него целевым назначением и (или) видом разрешенного использования. Например, ЗУ имеет вид разрешенного использования «личное подсобное хозяйство», но на ЗУ собственник открыл магазин — это нарушение. • Неиспользование земель, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества То есть ЗУ не использующиеся в течение установленного законодательством срока. Это связано с тем, что заброшенные участки создают угрозу стихийных свалок, зарастания сорной травой и пожаров, что приводит к негативным последствиям для собственников соседних участков. Но есть и другие виды нарушений. Например, нарушения, не являющиеся последствиями умышленных действий правообладателей. Такие как реестровые ошибки системы, которые также требуют устранения. В таком случае, при обнаружении такого нарушения, инспектора проведут консультацию о дальнейших действиях собственников участка, направят в соответствующие органы государственной регистрации. В силу ч. 1 ст. 9 Закона № 248-ФЗ выбираемые профилактические мероприятия должны быть соразмерными: • характеру нарушений обязательных требований; • вреду (ущербу), который причинен или может быть причинен охраняемым законом ценностям. В зависимости от причин нарушения, сотрудниками будет вынесено решение о дальнейших действиях в отношении собственника земельного участка. С 1 февраля 2022 при обнаружении нарушений в результате проведения профилактических мероприятий объявляется предостережение, что обязательно отражается на сайте Генпрокуратуры в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий. Также туда вносится информация по проведенным профилактическим визитам в отношении земельных участков. Ответственность за нарушение обязательных требований • В каком случае земельный участок может быть изъят и за что могут оштрафовать владельцев земельных участков? Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (п. 3 ст. 279 ГК РФ, ст. 56.2 ЗК РФ). Статья 285 ГК РФ, в свою очередь, предусматривает, что земельный участок может быть изъят у собственника, если его использование осуществляется с нарушением требований законодательства, в частности не в соответствии с целевым назначением. До этого орган, который планирует изъять участок, должен установить собственника участка — направить запрос в Росреестр. Согласно поправкам, в Федеральный закон от 5 декабря 2022 г. № 507-ФЗ и ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», участок из земель сельхозназначения могут изъять, если: — территория не используется по целевому назначению в течение трех лет, если ранее в рамках земельного надзора были выявлены нарушения в его использовании; — неиспользования в течение трех и более лет подряд участка для ведения сельского хозяйства и возведенные на ней строения не зарегистрированы в ЕГРН; — использование участка ведет к существенному снижению плодородия земли либо причиняет вред окружающей среде; — новый собственник ранее изъятого земельного участка не приступил к его использованию по целевому назначению в течение первого года. Следует отметить, что на квалификацию действий по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ не влияет нецелевое использование лицом только части, а не всего земельного участка. Одним из видов санкций за совершение правонарушения по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ является штраф. С марта 2015 года размер штрафов был существенно увеличен, а также был установлен новый механизм расчета штрафа: в размере, кратном в процентном выражении кадастровой стоимости участка. Так, теперь на организацию может быть наложен штраф в размере от 1,5 до 2% кадастровой стоимости участка, но не менее 100 тыс. руб. (ранее ответственность организаций ограничивалась 50 тыс. руб.) Не стоит забывать, что размещение здания, сооружения на земельном участке не в соответствии с его разрешенным использованием свидетельствует о самовольности постройки, подлежащей сносу по решению суда (п. 1 ст. 222 ГК РФ). Статьями 74 и 75 ЗК РФ предусмотрены также уголовная (ст. 254 «Порча земель») и дисциплинарная (применяемая к работникам и должностным лицам) виды ответственности, которые могут применяться при нецелевом использовании земельных участков. Среди иных последствий нецелевого использования упомянем также повышение ставки земельного налога в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, не используемых для сельскохозяйственного производства (п. 1 ст. 394 НК РФ). В дополнение к случаям нецелевого использования земельного участка важно понимать, что использование земельного участка не в соответствии с целью его предоставления, указанной, например, в договоре аренды, может стать основанием для расторжения данного договора, а также применения договорной ответственности, если таковая предусмотрена. В частности, за несоблюдение цели предоставления земельного участка может быть взыскана неустойка или арендная плата, рассчитанная с учетом повышающего коэффициента. Таким образом, нецелевое использование земельных участков чревато существенными негативными последствиями как материального, так и неимущественного характера, что необходимо учитывать текущим землепользователям и лицам, приобретающим права на земельные участки. • Как избежать нарушения земельного законодательства и защитить свои права на пользование и владение земельным участком? Если вы землепользователь участка: • Использовать ЗУ в соответствии с установленным для него целевым назначением и (или) видом разрешенного использования; • Использовать земельный участок в установленных границах, сведения о которых внесены в ЕГРН; • Убедиться, что фактически используемая площадь не превышает площади, указанной в правоустанавливающем документе; • Осуществлять на участке деятельность в соответствии с установленным для ЗУ целевым назначением и видом разрешенного использования (ВРИ) ЗУ. Информация о ВРИ и целевом назначении ЗУ указана в выписке из ЕГРН. Дополнительно сообщаем, чтобы избежать штрафов за нарушение требований земельного законодательствапредыдущего собственника, всем будущим землепользователям рекомендуется: • Проверить наличие правоустанавливающих документов ЗУ. Такими документами являются договоры купли-продажи, дарения, мены и иные случаи, предусмотренные законодательством. Если документов на участок нет или утеряны, нужно восстановить их, оформить право на участок, зарегистрировав его в Росреестре. • Проверить наличие регистрации права на ЗУ в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Уточнить информацию о регистрации права и наличии сведений о местоположении границ ЗУ в ЕГРН можно в выписке из ЕГРН, заказать и получить которую можно с помощью электронных сервисов на сайте Росреестра, на портале Госуслуг, на сайте подведомственного ФГБУ «ФКП Росреестра», а также в МФЦ. Если границы не установлены, можно пригласить кадастрового инженера для проведения межевания земельного участка и внесения точных границ в ЕГРН. Это защитит владельцев от возможных споров с соседями или публичными собственниками.