Владельцы Crocus City Hall заявили о намерении восстановить концертный зал
Компания «Крокус Интернешнл», владеющая Crocus City Hall, сообщила, что концертный зал будет восстановлен. По данным Союза торговых центров, ущерб от теракта, по предварительным данным, может превысить 11 млрд рублей. На место приехал владелец концертного зала бизнесмен Араз Агаларов. В разговоре с РБК он оценил работу систем безопасности и пожаротушения в здании:
— Один охранник убит, второй ранен. Это даже не охранники, а контролеры. Параллельно с расстрелом все заливалось горючими взрывчатыми веществами. Пожар и расстрел — страшнейшая трагедия, с точки зрения общечеловеческих ценностей необъяснимая.
— Что касается ущерба, в каком состоянии находится здание и есть ли примерная оценка ущерба?
— Если вы зайдете в этот зал, вы не поверите, что из него кто-то мог выйти живым. Зала нет, сгорело абсолютно все, расплавилась крыша и обрушилась в середину. Но в силу того, что были все пожарные системы, роботы пожаротушения в исправном состоянии, они смогли поддержать несколько часов зал в таком состоянии, чтобы не было обрушения, чтобы у людей была возможность выйти. Шесть тысяч человек не могут выйти из зала за две-три минуты. Террористы почти на всех выходах расстреливали людей.
— Как вы оцениваете работу службы безопасности Crocus City Hall и работу пожарной тревоги?
— Если в любом месте из машины выйдут люди в камуфляже с четырьмя автоматами и начнут всех расстреливать — найдено было несколько обойм, 600 гильз, — то надо отдавать себе отчет, что никакая служба безопасности с этим не справится. Это войсковая операция, по сути дела, была совершена диверсантами. Что может сделать служба безопасности против таких людей?
После теракта начали появляться сообщения о том, что некоторые эвакуационные выходы были закрыты. Многие люди пытались покинуть «Крокус» еще до пожара, когда должна была сработать система пожаротушения и автоматически открыться все двери. Но как это работает во время стрельбы и какие инструкции существуют на этот счет, не уточняется. Источник РБК, присутствовавший на месте тушения, отметил, что некоторые выходы оказались перекрыты, потому что сработали не все противопожарные системы.
В результате возгорания в концертном зале обрушилась крыша. Эксперты оценивают ущерб примерно в 12 млрд рублей. Но является ли подобный теракт страховым случаем? И на какую компенсацию может рассчитывать бизнес?
Комментирует заведующий кафедрой ипотечного жилищного кредитования и финансовых инструментов рынка недвижимости Финансового университета при правительстве России Александр Цыганов:
— Последние годы такой страховой случай рассматривался при составлении договоров страхования, поэтому я бы не удивился, если бы применительно к Crocus City Hall действительно будет выплата по риску, связанному с терроризмом. Но, не глядя на договор и правила, заранее сказать, будет или не будет, нельзя.
— Учитывая, как все произошло, терроризм — слишком широкое понятие. Насколько вещи, которые происходили непосредственно, могут быть прописаны и считаться страховыми?
— В данном случае достаточно было указать, что террористический акт, террористическая атака включены в состав покрытия. В данном случае здесь бы считалось, что пожар, случившийся в результате террористической атаки, вполне попал бы в понимание страхового события, и значительно более печальные вещи, связанные с жертвами, они тоже были бы покрыты в случае такового страхования. Такая практика есть в мире, она есть в России, когда учитывается терроризм как потенциальный страховой риск, но подчеркну, это не является обязательным.
— О каких суммах может идти речь?
— Такой огромный имущественный комплекс, как Crocus City Hall, здесь может речь идти об ущербе в миллиарды рублей, даже выше 10 млрд. И когда такое страхование осуществляется, то страховая сумма соответствует оценочной стоимости комплекса, поэтому здесь вполне можно говорить о таких в потенциале выплатах, если договор страхования есть. Я бы сказал даже, более интересна здесь ситуация, будет ли выплата страховых возмещений гражданам, пострадавшим в процессе теракта, потому что это уже другой вид страхования, это страхование ответственности организаторов культурно-массовых мероприятий, которое в России возможно. Риск терроризма тоже возможен, но это более редкое страхование, чем страхование имущества. Вероятность есть, но она даже не 50 на 50, а меньше. Как правило, речь идет о сотнях тысячах рублей и до нескольких миллионов на одного пострадавшего в зависимости от тяжести того ущерба, который был причинен: смерть, инвалидность или какой-то иной.
Двухъярусная концертная площадка общей вместимостью более девяти тысяч человек была открыта на территории выставочного комплекса Crocus City в 2009 году. Инвестиции в этот проект составили 70 млн долларов.
Выставочный комплекс пострадал не столь значительно, и приостановка работы на время разбора завалов принесет дополнительные убытки. Но стоит ли восстанавливать концертный зал на месте трагедии? Вот что о подобной практике говорит вице-президент Союза торговых центров Павел Люлин:
Павел Люлин вице-президент Союза торговых центров «Есть два момента: технический и моральный, потому что технически здание не полностью разрушено, обрушена только кровля и конструкции в концертном зале, но само здание не разделено на кубики, как лего, это единый комплекс. Если его восстанавливать, то для начала надо провести обследование, посмотреть, насколько пострадали несущие конструкции других частей, кроме того, единые системы инженерные, в том числе пожаротушения, система безопасности должны быть проверена, потому что, возможно, придется переделывать и восстанавливать в других частях здания эти инженерные системы. Если говорить о том, в каком виде оно будет восстановлено, тут будет решать владелец. Было бы неправильно сейчас решать это, потому что очень свежа трагедия, более того, думаю, сейчас даже не получится это сделать, поскольку идет еще расследование и, пока оно идет, никакие работы не будут разрешены там. В профессиональном сообществе идет обсуждение этих моментов, единого мнения нет, потому что на том же месте, где сгорела «Зимняя вишня» и погибли десятки людей, в том числе дети, разбили мемориальный сквер, а когда был теракт в театральном центре на Дубровке, этот объект остался и работает, поэтому тут надо выждать время и после уже принимать решение».
После пожара в торговом центре «Зимняя вишня» в 2018 году был заведен ряд уголовных дел против владельцев центра и отвественных за пожарную безопасность на объекте. Управляющая ТРЦ Надежда Судденок в 2021 году получила 13,5 года колонии, но год назад была освобождена от наказания по состоянию здоровья.
Схожая ситуация была и после теракта в «Домодедово» в 2011 году. Против сотрудников аэропорта и транспортной полиции был заведено уголовное дело о нарушении безопасности. Но его закрыли в уже через год «за отсутствием состава преступления».
Теракт в Crocus City Hall. Фотогалерея BFM.ru: