Колумбия, Уругвай, Монголия: Россия имеет хорошее соседство по доступности удобств для жизни
Новостроек всё меньше — в отсутствии спроса на квартиры смысл возводить новые объекты отсутствует. Точнее, теоретически спрос есть, однако финансово он ничем не подкреплён, желания граждан не совпадают с их возможностями. В целом по стране простаивает несколько миллионов не распроданных квартир, и плодить новый неликвид у застройщиков нет никакого желания. Однако и переключаться на более нужные объекты они тоже не хотят, так как это никто не оплатит.
Минус 30% в целом по новым объектам и минус 100% по проектам в массовом сегменте — строительство жилой недвижимости в столичном регионе останавливается. Ничего удивительного в этом нет, так как покупать квартиры народу не на что. Те немногочисленные ипотечные программы, которые ещё хоть как-то работали, фактически закрываются. А своих денег у людей нет. Не только в столице, везде.
«Росбанк» на днях и вовсе отжёг, там ставка ипотеки на «вторичку» подняли до 20,8% годовых и выше, а первоначальный взнос стал от 50%. Все скидки отменены, они остались только для сотрудников зарплатных клиентов, да и то чисто номинальные.
«В контексте условий у других банков изменения носят заградительный характер. Судя по всему, «Росбанк» берёт паузу по работе в данном направлении. Для рынка решение не является критичным, а у самого банка какая-то своя логика и мотивация к данным переменам», — говорит глава комитета по аналитике Российской гильдии управляющих и девелоперов (РГУД) Михаил Хорьков.
Логика тут простая, и она отнюдь не «своя». Действительно, условия совершенно запретительные, но и в других банках они, в общем-то, тоже имеют такой же характер. И всё очень хорошо бьётся с той ситуацией, которая складывается в строительстве. Все ожидают обвала цен, так как они совершенно непропорциональны доходам населения. До недавнего времени пузырь на рынке недвижимости поддерживало государство за счёт программы льготной ипотеки, но сейчас финансистам эти подачки уже не интересны. Так как в перспективе маячат колоссальные убытки.
Пока застройщики не готовы признать очевидное, так как это неизбежно самым отрицательным образом скажется на рынке. То есть на ценах. Поэтому говорят что-то невнятное.
«Да, действительно, в последний год была динамика отрицательная от пикового периода. Если мы рассмотрим чуть более широкий период, то за 2020 год выходило на рынок не более 40 проектов. Если говорить о 2021-2022 годах, то на рынок выходило по 60 новых проектов в год. То есть падение есть, но оно исключительно относительно последнего периода времени.
Ключевой причиной снижения выхода новых проектов в 2023 году было ужесточение выдачи новых разрешений на строительство. Многие слышали о том, что теперь в Москве более жесткие требования к проектам, в первую очередь запрещены безликие фасады, все девелоперы ушли на перепроектирование», — вещает директор по аналитике ГК «РКС девелопмент» Яна Пикуленко.
Наверное, всё именно так и есть — новые дома будут радовать нас современными весёленькими цветными фасадами. Таковых пока что-то вообще не наблюдается, но они, бесспорно, будут. Все просто дружно отправились их проектировать, больше застройщикам заняться нечем.
«Ни один из стартовавших в первом квартале в Москве проектов не относится к массовому сегменту. Сейчас предложение комфорт-класса формирует 44,3% от совокупного объема первичных продаж на рынке недвижимости Москвы.
Одновременно в проектах премиум-класса средняя площадь квартир за год сократилась на 5,4% до 99,5 кв. м, в бизнес-классе — на 4,4%, до 63,5 кв. м. Этому способствует увеличение предложения небольших лотов — студий и «евродвушек», — объясняет исполнительный директор «НДВ Супермаркет Недвижимости» Татьяна Подкидышева.
Тоже звучит очень мутно. Если не продаётся этот самый массовый сегмент, то с какой стати будут покупать более дорогой «бизнес-класс» и «премиум-класс»? Не будут, что совершенно очевидно. Просто некому.
«Более 62% российских домохозяйств имеют признаки финансовой неустойчивости — у них нет сбережений или на кредиты уходит более 30% дохода. За полгода данная доля выросла с 56,4% до 62,4%. С середины 2023 года к началу 2024-го доля респондентов, не имеющих ликвидных сбережений, выросла с 54,7% до 61%, — говорится в исследовании «Барометр экономического поведения домашних хозяйств» НИУ ВШЭ.
За основу аналитики тут брали статистику Росстата и иных госструктур, и даже так получилось препоганейшая картина с очень опасно выглядящей динамикой. А если взять более объективную информацию и проанализировать уже её? Судя по всему, у банков и у застройщиков таковая есть, и как раз её они уже проанализировали. После чего сделали выводы.
Итак, строительные мощности простаивают — «человейников» больше строить не требуется, покупателей на них нет. Но неужели в стране больше нечего возводить? Так, по данным Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO), по итогам 2022 года по уровню инфраструктурного развития Россия находится на 62-м месте, её соседи по рейтингу — Колумбия, Уругвай и Монголия. У Гондураса дела вроде как ещё хуже, но по сравнению с РФ ненамного. По 2023-му ещё не посчитали, но вряд ли ситуация улучшилась.
Нужно строить инфраструктуру ЖКХ, которую с советских времён не чинили и не модернизировали, события этой зимы показали глубину проблемы лучше всего. Сейчас страну смывает. Причина та же самая — всё изношено, ничего не ремонтируется, не возобновляется. Это уже не говоря про новые заводы и фабрики… Наши чиновники всех рангов периодически что-то там вещают про импортозамещение. А оно на пустом месте родиться не может. Даже кошечки, как известно, просто так не возникают.
Деньги в бюджетах тоже имеются, более того, их много, очень много. Но почему-то строителей не бросают на эти направления. К чему бы это всё? Неужели власть всё устраивает — и прорванные трубы с водой, и затопленные города, и продолжающееся вымирание промышленности? Или просто думают больше о себе, чем о людях, и тем более – о стране?