В каких городах-курортах россияне хотят купить жилье
То и дело встречаются новости, что столичные компании-застройщики начинают открывать целые департаменты курортной недвижимости, ориентированные на российские города. Во многом такой всплеск интереса объясняется закрытием рынков курортной недвижимости в Европе, санкционным давлением и ограничением авиаперелетов.
Насколько сегодня высок спрос на жилье у моря? В каких городах-курортах россияне хотят купить лишние метры и с какой целью? Вместе с экспертами "РГ" пытается разобраться.
Сегодня на рынке представлено большое разнообразие форматов курортной недвижимости, постепенно расширяется и география таких объектов. По данным NF, наиболее высокий уровень развития и одновременно курортный потенциал в России имеют регионы с доступом к морскому побережью, а именно Краснодарский край, Калининградская область. Но в лидерах по спросу - Сочи.
"Это единственная рекреационная локация мирового уровня в нашей стране, рассказал "РГ" Руслан Сырцов, управляющий директор компании "Метриум". - В первую очередь популярностью пользуются проекты с гостиничным управлением, хотя и жилые комплексы тоже востребованы. В наиболее инвестиционно-привлекательных новостройках Сочи цены от котлована до ввода в эксплуатацию растут на 100-150%. В других регионах подобный показатель немыслим. Однако столь ликвидных проектов насчитывается порядка 20 среди 1000 сочинских новостроек. Как раз-таки курортные департаменты агентств недвижимости включают их в свой пул и обращают внимание покупателей на наиболее перспективные варианты".
Также высоким спросом пользуется жилая недвижимость в Анапе и Крыму.
"В других городах черноморского побережья, таких как Анапа, Туапсе, Геленджик, Новороссийск, также происходит активное развитие, но рынок только набирает обороты и пока не может похвастаться такой вариативностью предложений как на главном курорте, - пояснила "РГ" партнер NF Group Ольга Широкова.
Другие регионы, по ее словам, находятся на начальном этапе развития. Например, Кавказские Минеральные Воды, курортные зоны рядом с городами-миллионниками, знаковые локации, такие как Карелия, Мурманская область, Якутия, Камчатка, Сахалин, Алтай, Байкал.
Чаще всего покупателями недвижимости на юге России становятся мужчины-бизнесмены и чиновники из Москвы, Санкт-Петербурга и Урала в возрасте от 40 лет, отметили в "Метриум".
Покупатели из обеих столиц, как правило, преследуют инвестиционные цели. Но многие не исключают приобретение жилья "для себя".
"Сочи и Крым отличаются хорошей экологией и насыщенной инфраструктурой, которая продолжает активно развиваться, - отметила Юлия Абельханова, руководитель Департамента курортной недвижимости Ricci|.- Недвижимость в таких локациях подходит как для сдачи в аренду или последующей перепродажи, так и для сезонного или постоянного проживания". По ее словам, правильная стратегия при покупке квартиры, апартаментов или дома обеспечивает пассивный доход от 15% годовых.
Однако спрос подогревает цены. "С начала года средняя цена квадратного метра в новостройках Сочи выросла на 15%, - сообщил "РГ" Руслан Сырцов. - Для сравнения, в Москве первичное жилье за это время подорожало всего на 3%. Самые дорогие проекты Сочи (до 5 млн рублей за кв. м) расположены в центре города и в федеральной зоне "Сириус", где, в частности, находится единственный в мире отель Radisson Collection с продаваемым номерным фондом. Это коллекционная недвижимость, которая всегда будет пользоваться популярностью. К тому же, арендодателям она приносит доход в 12-15% годовых без учета капитализации".
По данным компании "Метриум", минимальная стоимость квартир и апартаментов в Сочи зафиксирована в отдаленных районах (например, в Дагомысе на первой береговой линии можно найти комплексы со средней ценой 250 тысяч рублей за кв. м) и на неудобных с точки зрения логистики возвышенностях.
"Появлению новых качественных проектов способствует развитие самих курортов, улучшение инфраструктуры, уровня сервиса, благоустройства, транспортной доступности, - говорит Ольга Широкова. - И самое главное - отмечается развитие российских управляющих компаний, в том числе управляющих сервисными апартаментами. Кроме того, поддержка внутреннего туризма и гостиничной недвижимости косвенным образом стимулирует девелоперов строить курортное жилье в составе курортных проектов".