Премиальные новостройки в Москве за 10 лет стали выше на 10 этажей
Эксперты проанализировали структуру рынка недвижимости классов «бизнес+» и «премиум» в разрезе этажности. Средняя этажность строящихся корпусов растет ежегодно, и если в 2015 году этот показатель составлял 13 уровней, то в текущем году достиг 23. Такая динамика свидетельствует о переориентации отрасли с клубных домов и проектов в историческом центре города, где действуют ограничения по этажности, на высотные жилые комплексы с полным набором инфраструктуры, сообщают компании NF Dom и «Аеон Девелопмент».
Несмотря на значительный рост высотности проектов, распределение лотов по этажам с 2020 года остается практически неизменным. На сегодняшний день в строящихся корпусах 40% квартир расположены с 1 по 10 этаж, еще 30% - с 11 по 20 этаж, 16% - с 21 по 30 этаж. Далее проектные объемы существенно снижаются: доля квартир, расположенных с 31 по 40 этаж составляет 9%, с 41 по 50 этаж – 3%, с 51 по 60 этаж – 1%, с 61 и выше – также 1%.
«Высотное жилье остается нишевым и самым дорогостоящим продуктом. Как правило, это крупногабаритные квартиры или пентхаусы с редким набором характеристик: панорамными видами на город, дровяными каминами, экстра-высокими потолками либо двумя уровнями. Выше 40 этажа в премиальных московских новостройках расположено лишь 5% квартир. Если же говорить не о проектных объемах, а о квартирах, которые уже в продаже, то предложение окажется буквально штучным. Причина в том, что девелоперы зачастую выводят такие лоты в продажу ближе к окончанию реализации проекта, собирая отложенный спрос по максимальным ценам. Высотное жилье быстро вымывается с рынка в силу своей ликвидности», - комментирует Дмитрий Старостин, управляющий партнер «Аеон Девелопмент».
Структура спроса на первичном рынке классов «бизнес плюс» и «премиум» в целом соответствует структуре распределения лотов по этажам. Это связано с тем, что девелоперы контролируют объемы продаж, предотвращая быструю распродажу лотов одной типологии или этажности. Обычно этот процесс регулируется ценовой политикой, либо часть лотов временно снимается с продажи.
«Я бы сказал, что число "высотных" сделок на рынке довольно стабильно, но на фоне увеличения общего числа покупок в премиальном сегменте их доля размывается. В нашем проекте River Park Кутузовский с момента старта продаж в 2022 году мы продали 66 квартир, расположенных от 40 этажа. В этом году было куплено 19 таких видовых лотов площадью от 66 до 151 кв. м и с бюджетом от 40 до 179 млн рублей. В сегменте пентхаусов наш ЖК забирает половину премиального рыночного спроса в Москве. Интерес к такой недвижимости всегда стабилен и практически не зависит от рыночной конъюнктуры. Обычно такие лоты приобретают владельцы бизнеса из различных сфер экономики, представители шоу-бизнеса и др. Мы видим, что круг интересантов только растет, но такой недвижимости по умолчанию не может быть много», - прокомментировал Дмитрий Старостин.
Примечательно, что с 2020 года доля сделок с квартирами, расположенными выше 60 этажа, стремится к 0%. Ежегодно заключается менее десяти таких сделок, в текущем году – всего три. В диапазоне с 51 по 60 этаж совершается 30-50 сделок в год, в этом году была продана 41 квартира. На диапазон с 41 по 50 этаж приходится 2% покупок.
«Мы наблюдаем рост покупательской активности среди поколения Y, или миллениалов, которые стремятся демонстрировать свои успехи в карьере. Эти люди ценят комфорт и индивидуальность, активно используют и доверяют цифровым сервисам. Выросшие на голливудских фильмах с видами на небоскребы Нью-Йорка, миллениалы часто выбирают высокоэтажное строительство. Их запросы сосредоточены на современных и престижных жилых комплексах и пентхаусах», - отмечает Наталья Сазонова, управляющий директор NF Dom.