Власти Подмосковья сочли законной покупку земель в Барвихе
Иск об изъятии части земель коттеджного поселка «Сады Майендорф», ранее принадлежавших санаториям управделами президента, Генпрокуратура подала в начале года. Дело слушается в Одинцовском суде.
В 2001 году 99 гектара вокруг старинного замка Майендорф в Барвихе правительство Московской области с согласия санаториев вывело из Лесфонда под коммерческую застройку. И продало частной фирме «Кантри-Про» с уставным капиталом меньше 10 тысяч рублей. С условием провести реставрацию замка. А та распропродала земли частным лицам. В 2009-м компании «Кантри-Про» не стало. А полученная земля стала элитным коттеджным поселком, где купили участки предприниматели из списка российского Forbes.
Еще в 2007-м управделами пыталось вернуть землю и доказать, что приватизация незаконна. Но по неизвестным причинам иск отозвало.
Сейчас признать незаконным приобретение 13 участков, расположенных на 10 из 99 гектаров, требует уже Генпрокуратура. Однако, оспаривая в мотивировочной части иска всю сделку, в случае его удовлетворения прокуратура возьмется и за земли других владельцев, считают эксперты.
Ответчиками по иску проходят бывший владелец «Уралхима» Дмитрий Мазепин, предприниматель Алексей Богачев, владелец салона цветов и жена ресторатора Аркадия Новикова Надежда Адвокатова, мать сооснователя люкс-импортера Mercury Леонида Струнина Зоя Струнина и ряд других бизнесменов и девелоперов.
К иску привлечены около 30 третьих лиц: правительство Московской области, администрация Одинцовского района, управделами президента, Минфин, Росимущество, подмосковные ведомства, участвовавшие в отчуждении спорных земель.
Генпрокуратура считает, что земли «Кантри-Про» купила в 240 раз ниже реальной стоимости — за 54 млн вместо 13 млрд рублей. Как указано в иске, управделами президента, два его подведомственных санатория и организация «Кантри-Про» вступили в сговор для изъятия и коммерческой застройки земель усадьбы Майендорф, для чего был заключен инвестконтракт.
Также ответчики должны были взамен провести реконструкцию замка. Реставрацию доверили архитектурному бюро «Дом А». Но его представители не смогли предоставить документы о проведении работ, а архитектор заявил, что выполнял лишь обмеры, а не реставрацию. Из чего Генпрокуратура делает вывод, что реставрации не было, а значит, условие передачи земель частникам нарушено.
Однако Минмособлимущество считает, что все законно и реставрация была. В отзыве областного министерства указано, что договор о продаже земли был подписан согласно законодательству, действовавшему в тот период. Земля выбыла из госсобственности по инвестдоговору и передана инвесторам в счет возмещения понесенных ими затрат на реставрацию замка.
Почему областное министерство решилось спорить с Генпрокуратурой и чьи аргументы в итоге перевесят? Рассуждает юрист, эксперт в области международного права Александр Трещев:
Александр Трещев юрист, сопредседатель Российской ассоциации криптовалют и блокчейна «На карту поставлено слишком многое. Здесь пересекаются интересы бывшего губернатора Московской области Громова, его родственников, которые сейчас находятся во власти. Действующие власти Подмосковья понимают, что, если этот прецедент произойдет, никто не может гарантировать, что Генпрокуратура не будет оспаривать завтра и другие сделки, совершенные уже от имени действующей администрации, то есть Воробьева. Я убежден, что Генпрокуратура сможет продавить это решение».
Представители ответчиков в суде заявили возражения на иск, назвав его требования пересмотром норм приватизации и добросовестно заключенных, и выполненных контрактов.
Согласно официальной информации на сайте «Садов Майендорф», на их территории находится около 350 фешенебельных особняков площадью от 500 до 5000 квадратных метров, построенных в стиле модерн, хай-тек, и дворцов. Участки под застройку от 30 до 300 соток, в том числе с готовыми домами, продаются на интернет-площадках по цене от 1 млрд до 5 млрд рублей.
Повлиял ли на стоимость элитной недвижимости нынешний скандал? Отвечает член совета директоров инвестиционной платформы Simple Estate Артем Цогоев:
Артем Цогоев член совета директоров Simple Estate «Цены начинаются от 300 тысяч долларов за 1 сотку, то есть участок площадью 50 соток в среднем стоит около 15-16 млн долларов. Сейчас происходит коллизия, но она касается не всех участков поселка, а только некоторых. Продавцы говорят о том, что их участки к делу не относятся, и, естественно, они цены не снижают. Потенциальные покупатели будут стараться прояснить позицию прокуратуры, суда и так далее. Безусловно, эта коллизия влияет на ликвидность этих участков. Можно сказать, что все-таки эти участки до решения суда потеряли в ликвидности».
В январе Одинцовский суд вернул в собственность государства коттеджный поселок «Яблоневый сад» в деревне Жуковке, находящийся недалеко от «Садов Майендорф». В «Яблоневом саду» были расположены дома основателей и бывших топ-менеджеров компании ЮКОС, а также ее дом приемов. Спустя неделю после этой конфискации Генпрокуратура подала иск к владельцам «Садов Майендорф».