В ГД предложили запретить маркетинговые акции банков и застройщиков

В России предложили запретить маркетинговые акции банков и застройщиков, которые позволяют гражданам брать ипотеку под экстремально низкие проценты от 8 до 10%, так как такая ставка актуальна только в течение первых пяти лет, потом её могут пересмотреть — например, в случае изменения ключевой. С такой просьбой к регулятору обратился вице-спикер Госдумы Борис Чернышов. По его мнению, такие схемы могут обернуться массовыми банкротствами граждан. Независимый финансовый эксперт Андрей Бархота согласен, что такие рекламные акции вводят граждан в заблуждение. С помощью низких процентных ставок банки и застройщики вызывают ажиотажный спрос, при этом не раскрывая механизм переноса выпадающих процентных доходов на самого потребителя.

"Помимо процентной ставки, очень важно смотреть на стоимость недвижимости. Потому что, если процентная ставка сильно ниже рыночной, а напомню: сейчас ставка по рыночной ипотеке в целом превышает 20%, если мы видим рекламу ипотека под 8-10%, надо понимать, за чей счет банкет. Кто это оплачивает? А оплачивает, по сути дела, в большинстве случаев сам потребитель, сам заемщик. Потому что выпадающие процентные доходы включаются прямо в стоимость квартиры, в стоимость квадратного метра. И на самом деле получается, что ежемесячный платеж, который обслуживает, собственно, заемщик, он сопоставим с вариантом, когда цена квартиры не выросла, а ставка соответствует рыночной, то есть 21%."

В Центробанке в свою очередь отметили, что купировать непрозрачные, высокорискованные схемы, которые подогревают рост цен на недвижимость, поможет Стандарт защиты прав и законных интересов ипотечных заемщиков, который заработает с 2025 года.