Войти в почту

Хаусботы: теория в четырех комментариях

Как гласит статистика, которую в беседе с BFM.ru привел президент компании по производству инновационных плавучих домов Houseboat.ru Александр Климчук, хаусботы (плавучие дома, объединяющие комфортабельную квартиру, загородный коттедж и маломерное судно) долгое время находились в России в очень узкой нише, но с началом пандемии стали набирать популярность: по сравнению с 2020 годом их число удвоилось, и сейчас только в Московском регионе насчитывается около 200 штук. «А потенциал-то у сегмента огромный, учитывая водные просторы нашей страны: ведь на ее территории свыше 2 млн озер суммарной площадью более 350 тысяч квадратных километров и более 2,5 млн рек общей протяженностью 8 млн километров», — напоминает эксперт.

Хаусботы: теория в четырех комментариях
© BFM.RU

Для сравнения: по его оценкам, сегодня на американском рынке около 1 млн хаусботов, в Голландии — около 100 тысяч (в одном только Амстердаме их базируется 2,5 тысячи), свыше 15 тысяч человек живут на воде в Великобритании, более 3 тысяч — в Париже и так далее. То есть, по данным, которыми поделился с порталом управляющий партнер компании Prime Life development Денис Коноваленко, в США хаусбот имеет примерно каждый 301-й житель страны, в Голландии — каждый 177-й, а у нас — каждый 732 123-й (даже непонятно, как это правильно произнести).

Между тем, по мнению архитектора, основателя и руководителя архитектурного бюро Empate Марины Егоровой, хаусботы — вещь выгодная. Причем выгодная как с точки зрения бизнеса, так и с точки зрения пользователя.

Марина Егорова архитектор, основатель и руководитель архитектурного бюро Empate «Прежде всего под строительство хаусбота не надо покупать или арендовать землю. Владелец платит за электричество, водоснабжение, но не за свое право занимать тот или иной участок воды. Другой вопрос, если акватория, где вы хотите разместить хаусбот, взята в аренду у государства кем-то — тогда этому предприимчивому кому-то надо будет платить как за швартовку. Далее: хаусботы, если они размещаются в обустроенной марине, могут приносить неплохие деньги, особенно в периоды проведения регат или каких-то бизнес-мероприятий. Важно отметить, что развитие марин в нашей стране — пока что только нарождающийся тренд, и далеко не всегда в проектируемых маринах закладывают места под хаусботы, что является на самом деле серьезным упущением. За рубежом инфраструктура марин всегда включает в себя в том числе хаусботы. И последнее: хаусбот как нечто в типологическом отношении промежуточное между гостиницей на суше и просто лодкой одновременно комфортабельнее обычного плавсредства с каютами и дешевле, чем гостиничный номер».

Ну и чего же мы тормозим? То, что сам российский рынок хаусботов молод и начал развиваться всего несколько лет назад, — лишь одна из причин нашего серьезного отставания от США, Великобритании, Голландии и других стран. Как подчеркивает Марина Егорова, «в российском законодательстве такого понятия, как хаусбот, нет — со всеми вытекающими. И собственникам хаусботов приходится идти на всевозможные ухищрения при регистрации такой недвижимости, например оформлять ее как эллинг».

Действительно, «в России в зависимости от задач хаусботы регистрируются либо в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) — она осуществляет надзор по их использованию на водных объектах, либо в Российском классификационном обществе (РКО), находящемся в ведении министерства транспорта. Инженерные системы на хаусботе автономные, устанавливаются в рамках российского законодательства», — конкретизирует Александр Климчук.

Руководитель проекта компании Ziggurat Development Александр Казаков называет еще несколько причин, по которым развитие хаусбот-сегмента идет в России медленнее, чем могло бы.

Александр Казаков руководитель проекта компании Ziggurat Development «Не у всех есть возможность получить доступ к выходу на подходящие водоемы. А существующая инфраструктура, где можно хранить и обслуживать хаусботы, занята большей частью катерами и яхтами. Поэтому очень многое зависит от желания застройщиков интегрировать в свои загородные проекты решения для содержания такого формата жилья. И второй момент: как и в отношении всех новых продуктов, людям нужно сперва понять, что такое проживание в хаусботе, какие возможности у тебя появляются и какие впечатления ты можешь получить. Поэтому очень нужны курортные объекты, предоставляющие хаусботы в аренду, — они станут прекрасной площадкой для получения подобного опыта».

Как отмечает Марина Егорова, рынок хаусботов в нашей стране хотя и существует, но не слишком развит, поскольку нет нормальной инфраструктуры под это дело. И еще: «Компании, которые занимаются строительством подобных объектов, стараются, конечно, но их уровень качества далек от идеала — я про внешний вид, конструктив и так далее. Все-таки хаусбот — это дом на воде, а не транспортное средство, и в его проектировании так или иначе должен участвовать архитектор», — уверена эксперт.

Тут, впрочем, и Александр Климчук, и Денис Коноваленко готовы поспорить — в смысле насчет уровня качества наших производителей. «Модельный ряд хаусботов постоянно совершенствуется, исходя в том числе из климатических условий нашей страны: предусматривается хорошее утепление, возможность быть на плаву во льдах, высокая прочность, а также небольшая осадка», — начинает загибать пальцы Денис Коноваленко.

«На российском рынке сейчас работают около десяти компаний по производству хаусботов. Но все они выдают недорогой продукт для сезонного пользования — жить на них можно только в теплое время года. Хотя есть в этом ряду энергоэффективные плавучие дома с корпусом из судовой стали, которые способны вмерзать в лед: в них можно с комфортом жить круглогодично, они на 85% состоят из отечественных комплектующих, и на сегодняшний день аналогов в мире им нет», — продолжает Александр Климчук.

Денис Коноваленко управляющий партнер компании Prime Life development «В качестве преимуществ хаусботов можно выделить высокие потолки, высококачественные экологичные материалы, которые негорючи и безопасны, энергоэффективность объекта, его мобильность и камерность, а также комфортабельную вместимость, автономность, множественность вариантов функционального зонирования пространства и возможность круглогодичного проживания. Впрочем, при всех преимуществах клиенты пока предпочитают все же классическую недвижимость. А такой формат жилья, как хаусботы, наиболее востребован в качестве второго дома: в нем можно путешествовать, вести активный образ жизни с включением, например, рыбалки или охоты, а также использовать такую недвижимость в качестве офиса. Точный бюджет будет сформирован, исходя из площади, внутреннего наполнения дома на воде, а также используемых материалов. Самый бюджетный вариант — от 5 млн рублей, но к стоимости покупки важно приплюсовать и расходы на содержание объекта: техническое обслуживание, стоянку, налоговое бремя и так далее».

Своими подсчетами поделился и Александр Климчук: согласно им, стоимость качественного хаусбота класса премиум сравнима со стоимостью новостройки класса эконом — около 400 тысяч рублей за квадратный метр (в зависимости от комплектации). Стоимость стоянки зависит от размера хаусбота и яхт-клуба: в среднем — около 30 тысяч рублей в месяц, включая электричество. Техническое обслуживание обойдется от 20 тысяч до 40 тысяч рублей в год.

По наблюдениям собеседника BFM.ru, пока в большей степени хаусботы пользуются спросом в Москве и Московской области. «Но все чаще поступают заказы из регионов с крупными водными артериями, в том числе из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Татарстана, Алтая, Карелии. Например, недавно переданы заказчикам три первых в России плавучих отеля, которые пришвартованы на необитаемых островах Ладожских шхер, и плавучий двухэтажный спа-центр площадью 350 квадратных метров, который пришвартован в Казани», — рассказывает Александр Климчук.

Александр Климчук президент компании по производству инновационных плавучих домов Houseboat.ru «Сейчас основные заказчики плавучих домов — это владельцы малого бизнеса и топ-менеджеры среднего бизнеса. Они преимущественно преследуют коммерческие цели: используют плавучие дома в качестве отелей, офисов, ресторанов или саун. Но все чаще люди заказывают хаусботы в качестве основного жилья или дачного варианта для круглогодичного проживания. Только за прошедший год в Москве для постоянного проживания построены самый большой в мире морской хаусбот площадью 600 квадратных метров и самый большой в Европе современный речной хаусбот площадью около 500 квадратов. Кроме того, уже сейчас хаусботы рассматриваются как выгодная инвестиция. Этот тип жилья можно сдавать в аренду в шесть-семь раз дороже, чем аналогичную по площади и затратам квартиру. Так как это эксклюзивное жилье, соответственно, и срок окупаемости инвестиций у хаусбота гораздо меньше. В перспективе спрос на такие дома будет только расти, и хаусботы могут успешно расширить линейку предложения загородного курортно-рекреационного сегмента и поддержать развитие внутреннего туризма. Причем даже в зимнее время».

По прогнозам экспертов, лавинообразный спрос на хаусботы в России начнется в ближайшие два-три года. «До 2025 года в Подмосковье построят верфь на 130 рабочих мест по производству плавучих домов. Инвестиции в этот масштабный проект составят 1,5 млрд рублей. Планируется выпускать до 400 хаусботов в год. Такое соглашение на площадке ПМЭФ подписали ПК «Хаусбот» и правительство Московской области. Сейчас подбирается участок для строительства верфи», — делится планами Александр Климчук.

По его словам, для того чтобы все шло еще бодрее, в первую очередь требуются инфраструктура, строительство марин, создание поселков на воде. И, безусловно, нужно ввести ипотечное кредитование плавучих домов, тогда они станут более доступны для целого ряда категорий граждан.

«Что касается законодательных инициатив, то можно было бы внести соответствующие изменения в Водный кодекс. Например, чтобы договор водопользования под туристическую инфраструктуру или поселки хаусботов заключался на бесконкурсной основе. Сейчас так заключаются только договоры под пляжи, спортивные и детские локации, остальное — только на основе конкурса», — предлагает Александр Климчук.