Почему суд запретил строить плавучие дома в Петербурге

Против появления домов на воде в Галерной гавани Васильевского острова выступили и жители, и чиновники. Но инициаторы проекта, оказавшегося в "серой" правовой зоне, пока не оставляют попыток добиться его осуществления.

Почему суд запретил строить плавучие дома в Петербурге
© Российская Газета

Хаусбот - аналог яхты, но спроектирован для использования в качестве жилого дома. Его цена сопоставима с квартирой в новостройке.

А теперь об истории с хаусботами в Северной столице. Еще в 2008 году предприниматели арендовали у города земельный участок на берегу исторической Галерной гавани и договорились с федеральной властью об использовании водной акватории. Позже, вместо обещанной инфраструктуры для водных видов спорта, решили построить там дома на воде. По данным СМИ, речь шла о десяти домах на 250 понтонах. Они заведомо не могут получить статус жилых зданий, но такая "недвижимость" в престижном районе все равно нашла бы своих покупателей за серьезные деньги.

При этом местные жители рассчитывали на появление в Галерной гавани не плавучих домов, а рекреационного пространства со свободным доступом к воде. В районной администрации заявляли о планах благоустройства набережной, с которой можно будет любоваться водной гладью. В конце 2023 года в администрации Санкт-Петербурга подтвердили, что разрешения на проведение каких-либо работ в этом месте никому не выдавались. А в соцсетях жители делились фото- и видеокадрами активного сооружения плавучих конструкций.

Правовые аспекты жилищного строительства эксперты "РГ" разъясняют в рубрике "Юрконсультация"

В апреле транспортная прокуратура начала проверку исполнения законодательства о безопасности судоходства в связи с возможным строительством плавучих домов в Галерной гавани. Против строительства на воде выступили и чиновники. На место работ вызывали полицию, а Росприроднадзор выдал предостережение арендатору с требованием не нарушать закон. Сейчас любые строительные работы в Галерной гавани запрещены - но лишь временно, в качестве обеспечительной меры. Ее ввел Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Производители в свою очередь продолжают настаивать на том, что строят маломерные суда, а не плавучие дома.

Местные жители рассчитывали на появление в Галерной гавани не плавучих домов, а рекреационного пространства со свободным доступом к воде

Александр Карпов, консультант председателя комиссии Заксобрания Петербурга по городскому хозяйству и созданию комфортной городской среды, уверен, что реализация проекта в Галерной гавани незаконна, так как она не получила положительного заключения государственной экологической экспертизы. Когда "РГ" попросила прокомментировать строительство плавучих домов эксперта Общественного совета Минстроя РФ Илью Пономарева, он пояснил, что хаусботы "по закону это не дома, а суда и поэтому градостроительные нормы на них не распространяются. Для домов на воде необходимо реконструировать набережную, по сути, в причал. Штучно хаусботы можно увидеть в Севастополе, в Подмосковье, на Волге. Но в основном это арендный бизнес для организации отдыха".

21.08.2024 г. от стройки в Галерной гавани почти ничего не осталось. Фото: Алексей Стригин

Как у них

В Нидерландах плавучие дома считаются одной из достопримечательностей столицы - в Амстердаме их число превысило три тысячи. Местные жители утверждают, что это выгодно и экологично. Есть дома, состоящие из бетонного основания с деревянным верхом, жилища, сделанные из старых кораблей или судна с минимальными изменениями внешнего вида, которые одновременно пригодны для жилья и путешествий по воде, даже в другие страны. Электричество в такие дома поступает от аккумуляторов, ветряных генераторов или солнечных батарей. Сливать отходы в водоемы жильцам запрещено, поэтому они используют унитазы со съемными накопителями. Некоторые дома на воде подключают к городской системе канализации. Старую баржу под ремонт в Нидерландах можно приобрести за сумму от 10 тысяч евро. Цены на готовые дома зависят от запросов будущих жильцов и порой стартуют от сотни тысяч евро. За последние несколько лет стоимость жилья на воде выросла более чем на 40 процентов. В Амстердаме 85 процентов плавучих домов полностью обездвижены. За жильцами закрепляют конкретное место на реке или канале. Иногда государство позволяет освоить полоску земли рядом с местом швартовки, где жильцы обустраивают небольшие садики. Год такой водной парковки стоит в среднем 2500 евро в городской черте и 1500 на окраине. Центральные районы считаются престижными, так что за аренду здесь могут запросить и сотни тысяч евро. Но в любом случае это выгоднее, чем в тех же районах арендовать квартиру.

Схожую ценовую политику применяют в Лондоне, где более 10 тысяч человек живут в плавучих домах. В Париже ценник за пользование плавучим домом колеблется от 800 до 7 тысяч евро в год. В Ирландии разрешение на проживание в плавучем доме в центре города стоит дешевле - всего тысячу евро в год. А вот в Германии жить в лодке на реке считалось модным в 1960-х годах. Сейчас это в основном забава для туристов.

Подготовил Глеб Сотников