Войти в почту

Десятая доля мебели идет застройщикам

Десятая доля мебельного рынка приходится на застройщиков, которые обставляют новые квартиры. И этот показатель будет расти, считают участники рынка.

Десятая доля мебели идет застройщикам
© Российская Газета

Весь рынок мебели в России приближается к 1 трлн руб., при этом общий объем ее продаж через застройщиков может достигать 100 млрд руб., говорит президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР), гендиректор "Первой мебельной фабрики" Александр Шестаков. По оценке Rerooms, рынок мебели в России составляет 600 млрд руб, из них на долю застройщиков приходится 7,5% (около 45 млрд). Новые квартиры с мебелью, подсчитали эксперты, предлагаются в 46 жилых комплексах (ЖК) Москвы и Подмосковья, 22 ЖК Санкт-Петербурга и области, в пяти ЖК Ростова-на-Дону, восьми - в Екатеринбурге. И нередко это не только кухонная мебель и встроенные шкафы, но и остальные интерьеры, включая кровати, диваны и т. п.

Меблировка квартир - устойчивый тренд на рынке недвижимости, считает член комитета по строительству "Деловой России", владелец ГК "Удача" Владимир Прохоров. Меблируется до 10% новостроек в России и до 25% в Москве и Санкт-Петербурге. При этом опция встречается во всех сегментах жилья: от массового до элитного. В последние 5-6 лет наблюдается тенденция увеличения доли меблированных квартир в новостройках, отмечает Шестаков. Многие застройщики сокращают или даже полностью отказываются от продажи жилья без мебели. Полностью обставленные квартиры продаются быстрее, а это позволяет застройщикам оперативно возвращать средства в оборот, отмечает эксперт.

Все больше зумеров, по наблюдениям застройщиков, вообще не интересуются индивидуализацией пространств: удобной, практичной и готовой меблировки для них вполне достаточно, рассказывает директор рынков России и СНГ Fam Properties Валерий Тумин. Кроме того, жилье с мебелью интересно тем, кто покупает квартиру как инвестицию - как в России, так и за рубежом. Так, приобретая квартиру в Турции, Индонезии, Дубае в надежде сдавать ее и дороже перепродать в будущем, инвестор не собирается жить в ней и даже не всегда приезжает туда, подписывая документы дистанционно. "Естественно, он заинтересован быстрее начать получать доход от приобретения, и наличие мебели ускоряет этот процесс", - говорит Тумин.

Если ситуация на рынке недвижимости останется стабильной (а это зависит от ключевой ставки ЦБ, программ льготной ипотеки и общего объема строительства), то доля меблировки новостроек может вырасти до 15%, считает Шестаков.

Как отмечает сооснователь Rerooms Дмитрий Борисов, рекорды продаж материалов для ремонта и мебели наступают через два года после рекордных продаж нового жилья. С учетом нынешних сложностей на рынке ипотеки проблемы со сбытом у мебельщиков можно ожидать в 2026-2027 годах.

Застройщики вступают во времена более низкого спроса со стороны покупателей из-за сильнейшего сжатия ипотечных программ, отмечает Борисов. В течение года возможен отказ ряда застройщиков от отделки и меблировки, чтобы значительно снизить стоимость квартиры. Но конкуренция может быть не только ценовой, но и продуктовой - с помощью продукта, отличного от конкурентов. Многие продуктовые решения невозможно скопировать быстро. Поэтому на горизонте 3-5 лет жилье с отделкой и меблировкой останется на рынке у многих застройщиков - как продукт, в котором они не конкурируют с другими игроками рынка.

Тренд на продажу квартир с мебелью, кроме того, несколько стопорится из-за инфляции, отсутствия крупных подрядчиков в этой сфере и проблемы потребительского терроризма, считает Борисов. Также рынок ждет принятия закона о возможности включения мебели в ипотечный кредит. Сейчас такую опцию предлагают обычно лишь крупные застройщики, которые могут договориться с банками об особых условиях, небольшим девелоперам сделать это сложнее.

Для покупателя возможность включения мебели в ипотеку выгодна, так как ипотечные ставки существенно ниже ставок по потребительским кредитам, говорит Прохоров. Застройщики это хорошо понимают, поэтому используют возможность меблировки как дополнительный маркетинговый ход. Обычно застройщик заключает договор с подрядной организацией, которая, в свою очередь, предоставляет сертификат на приобретение мебели. Зачастую строительные компании включают в рендеры (эскизы будущих интерьеров) дизайн-проекты с продукцией контрагента. Таким образом, покупатель может сразу оценить, как будет выглядеть будущая квартира. При этом эта опция не носит обязательный характер и зависит исключительно от желания покупателя. Для самого застройщика тут возникают определенные риски. Меблировка не приносит прибыли строительной компании, но претензии по качеству мебели, сроках доставки и т. п. покупатель будет перекладывать именно на застройщика, отмечает Прохоров. Кроме того, недобросовестные поставщики могут осознанно завышать стоимость товаров, есть риск столкнуться с отсутствием необходимой мебели, затягиванием сроков поставки. Корпусную мебель стандартных размеров не всегда можно грамотно интегрировать в дизайн-проект жилья, а сертификат имеет ограниченный срок использования.

При этом застройщики, предлагая меблировку, как правило, варьируют ее в зависимости от класса жилья. В квартире стоимостью 1 млн руб. никто не будет устанавливать мебель за 2 млн, и наоборот - для элитного жилья стоимостью 20 млн вряд ли подойдет мебель за 200 тыс. руб., отмечает Шестаков.

В стандартном жилье используется типовая мебель, при монтаже которой сложно учесть такие нюансы, как эстетичное подведение большого количества коммуникаций или выверенное расстояние между кухонными шкафчиками и стеной, отмечают в мебельной компании Monze. В комфорт-классе уровень исполнения более высокий по качеству, удобству и визуальной составляющей. Но сама мебель остается типовой. Если это кухня, в набор входит по 4-5 верхних и нижних шкафчиков, из них один с ящиками и, возможно, один под духовку. Остальные - без выдвижных систем и встраиваемых элементов. В ЖК высокого сегмента кухни чаще комплектуют встроенной мебелью. Можно выбрать разные варианты - по высоте, наполнению, конструктиву. В проектах присутствуют угловые шкафчики с большим количеством ящиков и выдвижных систем хранения. Также кухня может быть дополнена шкафами для крупной техники, островом, барной стойкой. В самом бюджетном сегменте традиционно используется ЛДСП, в то время как в квартирах класса "комфорт" и "комфорт плюс" встречается МДФ, шпон, пластик, эмаль с защитой от влаги. В ЖК класса "бизнес" и выше применяются искусственный камень, HPL-пластик, натуральные материалы (природный камень, дерево и пр.).