Семейная ипотека: сохранить нельзя отменить

Семейная ипотека: сохранить нельзя отменить

Семейная ипотека: сохранить нельзя отменить
© Пульс Live

В 2025 году на жилищные кредиты в бюджете предусмотрено 637 миллиардов рублей.

Этих денег вполне будет достаточно, чтобы реализовать необходимые задачи, которые стоят перед государством по поддержке семейной ипотеки. Между тем правила выдачи коммерческой ипотеки могут быть видоизменены: Центробанку хотят дать право устанавливать ограничения по выдаче жилищных кредитов россиянам, которые большую часть доходов направляют на выполнение обязательств по долгам. В том есть несомненный плюс, поскольку спрос на жилье снизится за счет отлучения закредитованной части населения от займов, соответственно, меньше будут расти и цены на товары и недвижимость. Об этом на «Финансовых средах» в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказал председатель Комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков.

 

- Сообщают, что лимитов по семейной ипотеке хватит до конца года, а что будет дальше с льготной кредитной программой?

 

- Все будет нормально, поскольку это государственное решение. Программа направлена на поддержку многодетных семей или семей, где родился ребенок, чтобы эти люди могли приобрести жилье по льготной ставке. До конца года предусмотрены деньги, которые бюджет выделил, соответственно, программа будет в полном объеме исполняться. На следующий год на эти цели предусмотрено 637 миллиардов рублей. И по всем подсчетам этих денег вполне будет достаточно, чтобы реализовать необходимые задачи, которые стоят по поддержке семейной ипотеки.

 

- Ко второму чтению в Госдуме запланирован законопроект, который наделяет Банк России полномочиями по введению лимитов для особо закредитованных граждан. Как предполагают определять степень закредитованности, кому не выдадут ипотеку?

 

- Поправки, которые мы рассматриваем, дают право Центральному банку устанавливать предельные лимиты по ипотечному кредитованию и по автокредитам. До этого были лимиты только по потребительским кредитам. Такие нормы регулятор устанавливает для особо закредитованной части нашего обществ. К сожалению, много граждан, у которых платежи по кредитным процентам превышают более половины ежемесячных доходов. Соответственно, такие люди относятся к рискованной категории с точки зрения закредитованности. Поэтому ЦБ устанавливает соответствующие нормативы для закредитованных граждан, для того чтобы сдерживать их эмоциональные порывы, в том числе желания с помощью кредитов решить какую-то проблему. На самом деле, решая эту проблему, люди попадают в сложную финансовую зависимость и еще больше накапливают различные проблемы. Предлагается ограничить получение ипотечных кредитов для определенной категории заемщиков, которые просто не смогут их обслуживать.

- Что вы ожидаете от принятия поправок?

 

- Думаю, что благодаря принятию этого законопроекта кредитная активность будет снижаться по закредитованной части населения. А вместе с этим, с моей точки зрения, будут снижаться и инфляционные процессы. Поскольку будет меньше спрос на товары и на жилье, соответственно, меньше будут расти на них цены.

 

- По официальной статистике, инфляция приближается стремительно к 10 процентам. Почему это происходит и чего нам ждать в следующем году?

 

- Инфляция, к сожалению, пока набирает темпы. По последним данным Центрального банка, недельный рост показателя составил 0,27 процента, а неделей ранее инфляция была 0,2 процента. И этот процесс, к сожалению, набирает обороты. Поэтому Центральный банк вынужден повышать ключевую ставку. Свое влияние на инфляцию также оказал рост дефицита федерального бюджета в этом году — на 1,5 триллиона рублей. Он был увеличен для того, чтобы решать задачи, связанные с выполнением специальной военной операции и развитием экономики. Это обстоятельство оказало влияние на инфляцию, но мы рассчитываем, что в следующем году этого не будет. Проект бюджета, который мы сейчас рассматриваем в Госдуме, является непроинфляционным. Кроме того, сам Центральный банк проводит жесткую денежную кредитную политику. Допускаю, что начиная со второго квартала 2025 года регулятор будет снижать ключевую ставку.

- Ассоциация Банков России предложила посерьезнее бороться с дропперами и в том числе разработать законодательные поправки. Как банкиры собираются прищучить злоумышленников?

 

- К сожалению, с помощью так называемых дропперов, лиц, которые помогают мошенникам, воруются большие объемы денег у наших граждан. Эти дропперы обналичивают украденные деньги, получают определенные комиссионные. К сожалению, нередко такими дропперами выступают люди младшего возраста, иногда даже несовершеннолетние. Понятно, что толкает этих молодых людей на преступления — желание подзаработать, причем особенно не рискуя. Поэтому решили все-таки законодательно отрегулировать эту тему, установить ответственность для тех, кто представляет свои счета и банковские карточки мошенникам. Первое, что должно быть, с нашей точки зрения прописано, это возможность блокировки кредитными организациями подозрительных счетов. Далее предлагается установить период охлаждения. То есть определенные суммы — от 50 до 200 тысяч рублей — будут переводиться не сразу людям, в отношение которых есть определенные подозрения, что их счета используются для того, чтобы прогонять украденные деньги.

 

- Сколько времени человеку нужно, чтобы понять, что его обманули?

 

- Период охлаждения пока предлагаются установить в 4 часа. По мнению ЦБ, этого времени вполне достаточно для того, чтобы человек осознал, что попал под влияние мошенника и не стоит переводить деньги в его адрес. Также предлагается, чтобы клиент банка, у которого увели деньги на счет дроппера, мог получать информацию о нем, чтобы можно было подать в суд и привлечь пособника мошенников к ответственности. В том числе предлагается ввести для дроппера финансовую ответственность. То есть они должны будут не просто вернуть деньги, но заплатить штраф за то, что предоставили свои счета для прогонки украденных денег. Если суммы будут большие, то, соответственно, и уголовная ответственность наступит, вплоть до лишения свободы. Допускаю, что до конца года мы уже что-то конкретно предложим для рассмотрения в Госдуме.

По материалам «Парламентской газеты»