Инвентаризацией по сельхозугодьям: что еще может прекратить разбазаривание земель

Согласно госпрограмме эффективного использования сельхозземель, в оборот к 2030 году должно быть введено 13 миллионов гектаров. Однако сегодня их площади продолжают сокращаться. Причина — в недостаточной законодательной защищенности сельхозугодий. В том, что изменится после принятия правительственного законопроекта о границах сельхозучастков, как бороться с современными латифундистами и кто сегодня является наиболее эффективным землепользователем, разбиралась «Парламентская газета».

Инвентаризацией по сельхозугодьям: что еще может прекратить разбазаривание земель
© Парламентская газета

Сельхозземли уходят под застройку

По подсчетам экспертов, с начала 90-х годов площадь сельхозугодий в нашей стране сократилась в полтора раза. С карты исчезли плодородные пашни, пастбища и луга для сенокосов. Впрочем, об исчезновении с карты говорить не совсем верно: на карте эти территории по-прежнему значатся как сельхозземли, но в реальности там выросли леса и кустарники. Этим расхождением часто пользуются недобросовестные чиновники, отдавая эти земли под застройку или земельным спекулянтам.

«Мы постоянно сталкиваемся с фактами грубых нарушений, когда сельхозугодья и даже пашни переводятся в другие земельные категории и в дальнейшем используются под строительство», — сообщил на парламентских слушаниях в Госдуме, посвященных сбережению сельскохозяйственных угодий, глава думского Комитета по аграрным вопросам Владимир Кашин. С учетом масштабных задач, стоящих перед аграриями, он считает разбазаривание сельхозземель недопустимым.

По подсчетам парламентария, если ввести в оборот 13 миллионов гектаров неиспользуемых сегодня сельхозземель, то показатели урожая зерновых вырастут на треть. «Это обеспечит стране лидирующие позиции на зерновом рынке», — заключил Кашин.

С необходимостью скорейшего введения в оборот неиспользуемых сельхозземель согласны в Минсельхозе.

«Юридические механизмы защиты сельхозземель сегодня недостаточны», — отметил на слушаниях заместитель главы Минсельхоза Андрей Разин и добавил, что только за 2023 год муниципалитеты перевели в другие земельные категории более 62 тысяч гектаров сельхозугодий. «Иногда муниципалитеты пытаются таким образом пополнить бюджет, получая кредиты под залог земель, которые могут быть использованы под застройку», — объяснил чиновник. Он также сообщил, что начиная с 2022 года для обеспечения защиты сельхозземель идет инвентаризация всех сельхозугодий.

Границы внесут в реестр

О подробностях этой работы на слушаниях рассказал статс-секретарь, заместитель руководителя Росреестра Алексей Бутовецкий.

«До начала инвентаризации сведения о количестве сельхозугодий были неполными и разрозненными. Часто случалось так, что там, где на карте значилась пашня, оказывался лес или построенный коттеджный поселок. Сегодня ситуация выправляется. Инвентаризация завершена уже в 36 регионах. Там появились структурные планы земель», — отметил Бутовецкий. Окончательно инвентаризация земель должна завершиться в 2025 году.

Однако, по словам Бутовецкого, эту работу можно считать завершенной, только когда все установленные границы сельхозземель будут внесены в единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Внесение границ в реестр, отметил чиновник, позволит защитить сельхозземли от самовольного перевода их в другие категории. На планах территориального развития (они приняты в каждом регионе) сельхозземли будут иметь закрепленный статус, который разрешает вести на них только сельскохозяйственную деятельность, сообщил Бутовецкий и добавил, что законопроект о границах сельхозземель сейчас разрабатывается в Правительстве и в начале весенней сессии будет внесен в Госдуму.

Взял землю — получи субсидию

«Конечная цель освоения заброшенных сельхозземель — это передача их эффективному сельхозпроизводителю», — заметил выступивший на слушаниях первый заместитель председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Плотников. Он напомнил, что при общем сокращении сельхозплощадей в стране в фермерских хозяйствах посевной клин продолжает увеличиваться на 750 тысяч гектаров ежегодно. Сейчас фермерские и личные подсобные хозяйства обрабатывают почти 64 процента посевного клина.

«Это происходит, — подчеркнул Плотников, — благодаря законодательным шагам, которые были предприняты государством в последние годы. Например, решена проблема с бесхозными земельными долями. Теперь муниципалитет может получить их в собственность и в дальнейшем передавать фермерам без судебной процедуры. Также вступил в силу закон, по которому фермер может получить надел бесхозной сельхозземли без торгов».

Однако для того, чтобы передача фермерам неиспользуемых сельхозземель стала массовым явлением, этого, по мнению Плотникова, пока недостаточно. Проблема в том, что бесхозные земли, которые достаются фермеру, нуждаются в серьезном восстановлении плодородия.

«Зачастую на этой земле успевает вырасти настоящий лес, и, чтобы обратить такой надел снова в пашню, нужны немалые средства. Кроме того, на таких почвах потребуются дополнительные работы по мелиорации, осушению, известкованию», — рассказала заведующая лабораторией аграрной политики РАНХиГС Наталья Шагайда.

Владимир Плотников считает, что в целях стимулирования фермеров, которые берут заброшенные земли, необходима отдельная государственная программа субсидирования таких работ. Пока такой программы нет. Однако Плотников рассчитывает, что соответствующие положения могут быть внесены в закон о землеустройстве, разработка которого ведется в Правительстве уже несколько лет.

Депутаты также считают, что необходимо продолжить борьбу с земельными спекулянтами, которые приобретают сельхозземли для их дальнейшей перепродажи. Происходить это будет путем кратного увеличения налоговой ставки на такие земли. Соответствующие изменения в Налоговый кодекс разрабатываются в Госдуме и могут быть готовы уже к весне.