Размосквичивание крупного бизнеса: «РусГидро» замайнила Сибирь

Менеджмент «РусГидро» планирует переехать в Красноярск в 2025 году, и сама компания сменит регистрацию, отказавшись от московской.

Размосквичивание крупного бизнеса: «РусГидро» замайнила Сибирь
© Свободная пресса

Как рассказал губернатор Красноярского края Михаил Котюков, штаб-квартира компании, которая является крупнейшим в мире донором промышленного майнинга, расположится на Театральной площади Красноярска.

Внутренняя отделка головного офиса уже завершена на 70%, а кроме того - компания купила в Красноярске около 1500 квартир для своих сотрудников, которые сменят место жительства.

Переезд «РусГидро» - одна из очередных иллюстраций размосквичивания крупного бизнеса и передачи некоторых столичных функций другим городам России. О том, насколько активно будет продолжаться этот процесс в обозримом будущем – «Свободной Прессе» рассказал директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников.

«СП»: Дмитрий Владимирович, Красноярск готов взять на себя часть столичных функций?

- В смысле проведения крупнейших мировых форумов - Красноярск это уже демонстрировал. Там проходила и Универсиада, и чемпионаты мира по разным видам спорта, и международные выставки.

То, что крупные компании переезжают из Москвы в региональные центры – уже тренд. Города от этого очень серьёзно выигрывают. Когда СИБУР переехал в Тобольск – город приобрёл серьёзнейшую «якорную компанию», крупнейшего инвестора и весьма большие доходы в бюджет. Город преобразился.

«РусГидро» ещё крупнее, чем СИБУР, поэтому, вероятно, Красноярск ожидает такая же счастливая судьба.

«СП»: Ради чего компании переезжают из Москвы?

- Самый первый момент – это решение команды президента, что не нужно держать весь крупный бизнес в Москве, а следует их распределять по субъектам Федерации, чтобы налоговые поступления не оставались только в одном городе, а более равномерно распределялись по стране.

А дальше – уже здравый смысл, который заключается в том, что головной офис должен находиться ближе к тем местам, где компания работает. Топ-менеджеры должны не в Москве сидеть, а видеть условия и результаты труда. В случае с «РусГидро» - посещать гидроэлектростанции. Базироваться там, где расположено их производство.

«СП»: Вернемся к столичным функциям: процесс размосквичивания останется только на уровне бизнеса, или в города будут переезжать и ведомства?

- Пока речь идёт именно о бизнесе. Красивая идея о том, чтобы распределить по регионам обладателей федеральных властный полномочий – существовала. Эта теория имела разные названия, например – семистоличье. Правительство в одном городе, Госдума в другом, президент - в третьем, и так далее – от Владивостока до Петербурга.

Но в итоге ограничились только переездом в Санкт-Петербург Верховного суда (причем он частично остался и в Москве, - «СП»). Все-таки пришли к разумному выводу, что органы госуправления должны располагать близко друг от друга – для удобства. Разносить их на разные регионы, тем более – разные часовые пояса – нерационально.

Что-то может быть передано Санкт-Петербургу ещё, с учётом того, что скоростная магистраль позволит доехать до Москвы за 2 часа. Это нормально, если помнить о том, что по одной только Москве можно 2 часа ехать из одной части города в географически противоположную.

Но расстояния между Москвой и Красноярском, Новосибирском, Якутском не дают возможности распределять широко по стране органы государственного управления.

«СП»: А распределить их по городам ЦФО?

- В этом нет большого смысла. В этих городах и так присутствует москвоцентричность. В этом смысле - что Ярославль, что Москва – уже одно и то же.

«СП»: В свое время Юрий Лужков говорил, что для Москвы столичные функции – это обуза. И федеральный центр должен хотя бы городу доплачивать за это. Тяжко ли это столичное бремя для Москвы?

- Смотря для кого. Для москвичей, которые не работают в органах государственной власти, - конечно. Это – и дополнительные пробки, как бы с ними ни боролся Собянин, и повышенная нагрузка на всю инфраструктуру города.

Но с другой стороны: это – рабочие места, более высокие возможности карьерного роста для активных москвичей, близость к местам распределения финансовых и бюджетных средств. Москвичу проще прийти и пролоббировать свои интересы в том или ином министерстве или ведомстве, чем прилетать в Москву из того же Красноярска, - сказал политолог специалист по госустройству.

В самом Красноярске пока ещё не очень хорошо знают, какое счастье им привалило в лице «РусГидро». Зато прекрасно знают, для решения каких городских проблем требуются инвестиции. Об этом «Свободной Прессе» рассказала популярный краевой журналист Елена Саткеева:

- Никакой очевидной движухи в связи с переездом «РусГидро» в городе пока нет, да и мало кто про это слышал. В последний раз в городе были видны большие перемены к лучшему во время подготовки к Универсиаде, а сейчас всё достаточно уныло.

«СП»: Какие проблемы испытывает Красноярск?

- Не столичные. Транспортная логистика – одна из основных проблем Красноярска. У нас очень узкие дороги, на улицах пробки. Власть говорит, что ничего не может сделать, потому что вокруг дорог - дома, и расширять дороги некуда.

Но это не совсем так. Простой пример приведу. Появляются новые микрорайоны, там можно хоть по 6 полос сделать в одну сторону, но всё равно – только две полосы, по одной в каждом направлении.

Так произошло с микрорайоном Пашенный. Там вообще чистое поле было – строй, как людям удобно будет, и всё равно сделали две полосы. И так везде.

Метро было бы очень удобным. Это – наша вечная боль. Его ещё с 90-х годов прошлого века строят. На месте первой ветки метро ограждено всё, а теперь ещё из-за строительства перекрыли центр города. Обещают, что - всего на полтора года, но верится с трудом.