Себестоимость молочной продукции в России выросла на 18-22%
В 2022-2024 годах молочная отрасль России столкнулась с беспрецедентной ситуацией: у народа начали расти доходы, а вместе с ними вырос и уровень потребления. С одной стороны, это хорошо, с другой же — производство уже не успевает удовлетворять растущий спрос. Как отметил в ходе часа эксперта на пленарном заседании Совета Федерации 11 декабря генеральный директор национального объединения «Союзмолоко» Артем Белов, чтобы построить новую ферму и начать получать с коров молоко, должно пройти минимум три года. И все это — на фоне роста издержек и высокой кредитной ставки. Как отрасль планирует решать все эти проблемы и почему ей не обойтись без помощи государства — рассказывает «Парламентская газета».
«Рост себестоимости за полтора-два года до сих пор не отыгран»
По словам Артема Белова, сельское хозяйство в России развивается ударными темпами. Объемы растут, показатели доктрины продовольственной безопасности по зерну, сахару, рыбе, мясу и картофелю не просто достигнуты, но и перевыполнены, причем по некоторым позициям — как, например, по рыбе — более чем в полтора раза. И в целом страна от модели импортозамещения перешла к развитию экспортно ориентированной модели, причем в нетто-выражении.
А вот молочная отрасль оказалась в двойственной ситуации. По молочной продукции, в частности, показателей доктрины достичь пока не получилось: согласно данным, приведенным Союзмолоко, реальная обеспеченность составляет 86 процентов при нормативе 90.
«Реальность такова, что в последние два года динамично растут издержки производителей, — отметил Артем Белов. — Это связано со многими факторами. Например, тарифы на электричество выросли в два раза, логистика подорожала в полтора. Конечно, никуда не делся и вопрос с кадровой обеспеченностью, чтобы привлечь и удержать сотрудников, производители повышают зарплаты. В результате в сельском хозяйстве они выросли на 20 процентов».
В молочной отрасли все это вылилось в подорожание сырья на фермах на 24 процента и рост себестоимости готовой продукции на 18-22 процента в зависимости от конкретной категории.
«Этот рост себестоимости, который мы наблюдаем в последние полтора-два года, до сих пор не отыгран, и многие производители сейчас просто-напросто жертвуют своей доходностью», — подчеркнул Белов.
Кроме того, по словам эксперта, в этот же период отрасль столкнулась с беспрецедентной ситуацией: согласно данным Росстата, у населения стали расти реальные доходы. В 2023-м они поднялись на шесть процентов, такой же рост ожидается по итогам 2024-го.
«Это привело к увеличению спроса, — пояснил глава Союзмолоко. — И с одной стороны, это хорошо — люди начали потреблять больше качественных продуктов питания, в том числе и молочных. С другой — сельское хозяйство не та сфера, которая может оперативно реагировать на такие кардинальные изменения. Между проектом фермы и моментом, когда корова на этой ферме начнет давать первое молоко, должно пройти как минимум три года. Поэтому нам нужны время и инвестиционная активность, чтобы обеспечить повышенный спрос на внутреннем рынке».
Без помощи государства не обойтись
Добавляет проблем и высокая ключевая ставка, из-за которой брать инвестиционные кредиты становится попросту невыгодно: регулярная выплата процентов либо просто вгонит производителя в ноль, либо сведет его доходность в минус. Без помощи государства, отметил Белов, в этом вопросе не обойтись.
«За исключением Соединенных Штатов, где очень большую долю занимает программа так называемой внутренней продовольственной помощи, во всех странах львиная доля господдержки приходится на прямые субсидии сельхозтоваропроизводителей, — подчеркнул глава Союзмолоко. — Есть они и в России, но ключевым направлением у нас всегда было субсидирование льготных кредитов. На это очень важно сейчас обратить внимание».
По словам Артема Белова, в прошлом году объем инвестиционных вложений в молочную отрасль в России вырос примерно на десять процентов. А вот количество новых объектов, введенных в строй, несмотря на это, наоборот, сократилось.
«В силу разных причин инвестиционная емкость каждого проекта выросла, — подчеркнул эксперт. — Это еще раз ставит вопрос о важности дополнительных мер государственной поддержки, причем не только по молоку и молочной продукции, но и по отрасли в целом».