Объем нового бизнеса в автолизинге может снизиться на 12% по итогам 2024

Сегмент автолизинга в 2024 году покажет отрицательную динамику, участники рынка ждут сокращения числа сделок на 5–7%, а их объема — на 12–20%. На фоне сложной рыночной конъюнктуры объем сделок в 2025 году может сократиться в пределах 15%, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на прогнозы аналитиков. Основные причины — высокие кредитные ставки, инфляция и реализованный в 2023 году отложенный спрос.

Младший директор «Эксперт РА» по банковским рейтингам Анатолий Перфильев поясняет, что активность бизнеса существенно снизили высокие процентные ставки и продолжающийся рост цен. Главная причина отрицательной динамики — сокращение сегмента грузового транспорта, который в 2023 году показал очень высокий объем нового бизнеса в условиях реализации отложенного спроса, подчеркивает эксперт.

Директор департамента продаж «Газпромбанк Автолизинга» Николай Фомин отмечает, что рекордных результатов в автолизинге по итогам 2024 года ждать не приходится. По прогнозу компании, новый бизнес в сегменте сократится на 20% год к году, до 1,93 млрд рублей без учета НДС. Управляющий директор ГК «Альфа-Лизинг» Максим Агаджанов прогнозирует сокращение рынка и в сделках — на 5–7%.

По подсчетам «Эксперт РА», в 2024 году превалирующую долю в автолизинге в денежном выражении сохранят за собой грузовики — 55%. По легковым автомобилям и автобусам ожидается рост в пределах 10 процентных пунктов: доли составят примерно 39% и 6% соответственно, уточняет Перфильев.

Оценки участников отрасли относительно среднего чека по договору лизинга в 2024 году в автомобильном сегменте разнятся. По данным «Газпромбанк Автолизинга», средний чек без учета НДС по грузовикам вырос на 9%, до 14,82 млн рублей, по легковым автомобилям — на 1%, до 5,86 млн рублей, легкому коммерческому транспорту и спецтехнике — на 12%, до 4,18 млн и 23,3 млн рублей соответственно.

В «Эксперт РА» полагают, что в 2025 году автолизинг продолжит снижение на фоне сложной рыночной конъюнктуры, а также повышенных инфляционных ожиданий и ключевой ставки. В АКРА не ожидают выраженного роста нового бизнеса в текущем году по тем же причинам. Гендиректор «Флит Автолизинга» Алексей Смирнов прогнозирует, что рынок автолизинга текущего года сократится минимум на 15%.