Ввод торговых центров в нестоличных регионах упадет вдвое

В 2025 году в нестоличных городах России откроются 13 торговых центров на 254 тыс. кв. м, сообщает NG Group. Это в два раза меньше, чем в 2024 году. В рекордном 2014 году, для сравнения, в нестоличных регионах было открыто 1428 тыс. кв. м новых торговых площадей.

Ввод торговых центров в нестоличных регионах упадет вдвое
© Российская Газета

В целом по стране общий объем рынка торговых центров на конец 2024 года составил 33 млн кв. м. 2022 и 2023 годы были годами минимального объема ввода торговых площадей за последние 20 лет (164 и 220 тыс. кв. м соответственно). В 2024 году объем ввода вырос на 42%, отмечают в NF Group.

Если не учитывать столичные регионы, то в городах России в 2024 году были открыты 28 ТЦ суммарной площадью 324,6 тыс. кв. м, что превысило показатели 2023 года на 32%.

На 2025 год анонсировано открытие 13 ТЦ (254,3 тыс. кв. м) в региональных городах. Среди них преобладают объекты окружного (шесть ТЦ) и районного формата (пять ТЦ). Еще два ТЦ - микрорайонного масштаба. Новые ТЦ появятся в Барнауле, Курске, Челябинске, Краснодаре, Махачкале, Нижнем Тагиле, Ростове-на-Дону, Кисловодске, Михайловске, Магасе, Владивостоке, Сочи и Новосибирске.

Перенасыщение торговыми площадями региональным рынкам пока не грозит, считает говорит региональный директор департамента торговой недвижимости NF GROUP Евгения Хакбердиева. Большинство городов-миллионников заметно уступают столице по обеспеченности качественными ТЦ. Но девелоперы и инвесторы пока проявляют осторожность в запуске новых проектов, учитывая текущие экономические условия.

Эксперты IBC Real Estate отмечают продолжающийся рост в России онлайн-торговли. В 2024 году рынок онлайн-ритейла в стране 11 трлн руб., это на 39% больше, чем годом ранее. Количество заказов за год выросло в полтора раза - до 7,7 млрд.

В ближайшее время продолжится тренд на создание омниканальной модели, считают аналитики. Ритейлеры будут использовать сразу несколько каналов - оффлайн-магазин плюс собственный интернет-магазин - через сайт, приложение, маркетплейсы, боты в мессенджерах и социальных сетях.

При этом не только офлайн-магазины идут в интернет, но и наоборот: онлайн-магазины открывают свои точки в реальном мире. Так, первый офлайн-магазин в 2024 году открыл продуктовый ритейлер "Яндекс Лавка", рассказывают в IBC Real Estate. А маркетплейс Lamoda с конца 2023 года открыл более 80 магазинов Lamoda Sport в четырех форматах (в том числе аутлет).