Индекс PMI обрабатывающих отраслей РФ в марте снизился до 48,2 пункта
Индекс деловой активности PMI в марте рекордно снизился. Падение составило сразу два пункта — с 50,2 до 48,2, подсчитали в S&P Global. Индекс ниже 50 пунктов означает снижение деловой активности. Индекс деловой активности обрабатывающих отраслей постепенно снижался последние несколько месяцев, однако в минус ушел только сейчас. «Бизнес FM» спросила представителей бизнеса, заметили ли они снижение бизнес-активности:
Генеральный директор холдинга «Адитим» (инжиниринговой компании в области переработки полимеров) Георгий Солдатов:
«Индекс PMI — это сложный индекс, который строится из нескольких разных интересных составляющих, по информации закупщиков. С моей точки зрения, он не совсем правильно называется, это очень косвенно, и при этом у него еще запаздывание и влияние на него различных [факторов]. К примеру, перед китайским Новым годом, когда все закупались и были большие доставки, это не значило, что количество заказов выросло. Я и тогда говорил, что индекс PMI, то есть именно промпроизводство, падает, сейчас это подтверждается, когда сезонность прошла, наконец-то мы увидели реальную картину. Конечно же, мы можем посмотреть и по выставкам, например, выставка «Рупластика» была маленькая, все касается в том числе строительства, настроения не самые оптимистичные. В строительном сегменте мы все это чувствуем. На все отрасли влияет: первое — когда была льготная ипотека, и застройщики, закрывая одни проекты, открывали следующие, у них была перспектива, что они реализуют все, что построят. Сейчас, с одной стороны, льготных ипотек стало на порядок меньше — это первая история, и вторая история — это стоимость денег выросла существенно. Льготные программы закрылись, деньги стоят дорого, люди перестают покупать недвижимость. С точки зрения офисного крупного строительства происходит то же самое. Компании скорее сейчас будут что-то арендовать, чем что-то покупать, и это видно на рынке аренды, офис не найдешь днем с огнем, а на строительстве проекты предлагаются по очень низким ценам, потому что никто не хочет вкладываться. Деньги дорогие, нет стройки, нет и в сегменте перерабатывающем, где идет переработка полимеров, по нам это тоже бьет».
***
Владелец мебельной фабрики «Максик» Макс Ибрагимов:
— Наши обороты то снижаются, то поднимаются, когда поднимаются, некому делать, специалистов мало. А так пока ровно идем, наше предприятие не массово выпускает продукцию, у нас индивидуальные заказы. К нам приходят рестораны, кафе со своим интерьером. Все равно, конечно, упала, я бы не сказал, что большая очередь стоит, но есть работа. Когда большие заказы, специалистов не хватает, вот это беда. Мы заранее берем заказ, заранее планируем и говорим, что к его заказу приступим через три месяца, через полтора. У нас как артель качественной мебели.
— Если сравнивать с прошлым годом, такие же показатели?
— Нет, на 10-15% ниже. Особая экономическая зона — Калининград, в него очень трудно только привезти материалы, очень трудно вывезти оттуда готовую продукцию, потому что можем вывезти через паром, а транспортные дороги все закрыты, а мебель считается санкционной.
***
Руководитель направления по развитию проектов по металлообрабатывающему оборудованию и производству оборудования для литья пластмасс «Промтехнологии» Максим Голодников:
«Все действительно так и есть, по тем метрикам, которые мы отслеживаем, идет спад по заказам. Мы как поставщик, интегратор промышленного оборудования, в частности, металлообрабатывающих станков, видим, что ситуация пока не очень хорошая. Заявки на минимуме, то есть мы общаемся с разными сегментами наших клиентов. Мелкий бизнес говорит, что процентные ставки высокие, не могут себе позволить кредитоваться, а те, кто даже уже дошел до точки, даже под большие процентные ставки, им уже банки не дают, потому что понимают, что, скорее всего, это будут невозвратные деньги. Общались на прошлой неделе с одной структурой, говорят, что сейчас даже не выделяют деньги на спецодежду. Надеются, что вопрос решится, но пока непонятно, когда именно. Действительно, спад есть во всех секторах. Может быть, у нишевого бизнеса все хорошо, либо они реализуют долгосрочные контракты, но у остальных сейчас пока не очень дела».
Как отмечает в своем исследовании S&P Global, спаду деловой активности способствовало снижение объемов производства на российских предприятиях в марте. В целом снижение объемов производства было значительным и самым резким с июля 2022 года.
Снижение притока новых заказов стало основной причиной сокращения производства, а объем новых продаж сократился впервые с октября прошлого года. Сокращение новых экспортных продаж также повлияло на общее количество новых рабочих мест, поскольку спрос как внутренних, так и зарубежных клиентов снизился.