Молодые миллионеры, регионалы и криптовалютчики бросились скупать в Москве клубные дома и пентхаусы
По подсчетам экспертов, в I квартале 2025 года выручка столичных девелоперов от продаж высокобюджетных новостроек выросла до 45 млрд руб., что в два раза больше, чем за аналогичный период 2024 года. Подъем московского рынка элитного жилья во многом обеспечили недавно разбогатевшие молодые предприниматели, криптовалютчики и состоятельные выходцы из российских регионов.

Как рассказала «МК» директор по девелопменту компании Rariteco Екатерина Борисова, с начала этого года на столичном рынке элитной недвижимости наблюдается беспрецедентный подъем активности: общее число сделок взлетело на 115%, достигнув 206 транзакций по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За этим последовал пропорциональный рост объема реализованных площадей — на 86% (до 25,8 тыс. кв. м), и почти двукратное увеличение суммарной выручки, которая составила порядка 45 млрд руб.
За впечатляющими цифрами, по мнению эксперта, кроется сложная картина, отражающая меняющуюся структуру спроса и формирующая обновленный портрет покупателя. Средний чек сделки по рынку, в целом, немного снизился, составив порядка 218 млн руб., в то время как средняя цена проданного квадратного метра, напротив, выросла примерно на 6,6% до 1,7 млн руб. Этот, казалось бы, противоречивый тренд объясняется изменениями в предпочтениях покупателей относительно площади помещений и динамикой цен внутри каждого сегмента.
Интересный факт: заметнее всего число сделок выросло в сегменте квартир до 50 кв. м – в пять раз! Однако доля малогабаритных помещений в общем объеме продаж по-прежнему невелика (такие сделки можно назвать «штучными»). Среди более значимых сегментов наиболее впечатляющую динамику показал диапазон помещений 120–140 кв. м, где число транзакций выросло в 3,5 раза. Существенный рост активности наблюдался и в сегментах 50–80 кв. м (более чем в 2,5 раза), 80-100 кв. м (почти в 2,5 раза) и 100-120 кв. м (немногим более чем в два раза), что указывает на выраженный интерес к квартирам средней и выше средней площади.
В январе-апреле 2025 года около 50% сделок в сегменте элитных новостроек было обеспечено рассрочкой. Как правило, средний срок предполагаемых выплат составляет 1,5-2 года. Первоначальный взнос также довольно доступный – около 20-30% от стоимости объекта недвижимости. Причем застройщики готовы предоставлять рассрочку без процентов, что дополнительно привлекает покупателей. Во многом именно этот инструмент продаж стимулировал высокий спрос на элитные объекты в начале 2025 года, а также рост цен на них.
«Традиционное ядро покупателей элитного жилья по-прежнему составляют состоявшиеся семейные люди 45+ лет с высоким доходом», – отметила Борисова. Они покупают лоты для проживания, зачастую с прицелом на будущее детей или внуков. Кроме этого, покупка элитных столичных «квадратов», имеющих репутацию надежной инвестиции, осуществляется для подтверждения высокого социального статуса.
По словам специалиста, эти состоятельные граждане, часто имеющие опыт путешествий или проживания в Европе, особо ценят формат клубных домов, приватность и безопасность. Их эстетические предпочтения тяготеют к «тихой роскоши», они интересуются искусством, историей и культурой, и обладают высокими требованиями к удовлетворению духовных потребностей в выбранной локации – музеи, театры, галереи, культурные центры – все это стало не менее важным, чем более «повседневная» инфраструктура для жизни (кафе, рестораны, фитнес-центры и т.п.).
Заметным трендом, по мнению Борисовой, стало омоложение покупателя: на рынок элитной жилой недвижимости Москвы активно выходит поколение 30-45 лет, представленное молодыми предпринимателями и топ-менеджерами. Эти клиенты более динамичны и привносят новые запросы к инфраструктуре и технологиям. Доля этой группы на рынке эксперт оценивает на уровне 15-20% от общего числа клиентов. Среди молодых покупателей выделяются криптовалютные бизнесмены, удачно сделавшие вложения в электронные активы много лет назад, а теперь фиксирующие огромные прибыли в покупке элитной недвижимости.
Параллельно растет доля состоятельных выходцев из регионов (в сегменте клубных домов – до 30%). Их мотивация многогранна: это может быть переезд в столицу, частые рабочие визиты или стремление сохранить капитал внутри страны, инвестируя в высококачественные московские активы на фоне геополитической и экономической неопределенности и валютных колебаний. У этой категории покупателей есть особенности с выбором некоторых опций. Так, региональные клиенты часто интересуются видовыми характеристиками лотов, наличием патио и внутренних двориков в резиденциях.
Базовым критерием выбора локации для покупателей элитного жилья остается престиж. Поэтому многие из них по-прежнему ориентированы на Хамовники, Тверской и Пресненский районы, Якиманку. В то же время эксперт отмечают усиление тенденции к выбору района «по любви». Такое решение принимается в силу привычки, личной предрасположенности к локации, в которой у покупателя есть длительный опыт проживания, работы, позитивные воспоминания, соседский круг общения. К таким, например, относится Замоскворечье. «На смену приоритету престижа приходит своеобразный локальный «патриотизм». Если покупатели из регионов ориентируются на общие представления о престижности локации, то покупатели-москвичи тяготеют к тем районам, в которых они уже когда-либо проживали, и для них статус отходит на второй план», – заключила Борисова.