В регионах заметно растет число кофеен, в лидерах - Краснодар

Рынок кофеен в 2025 году ждет новый виток роста. Появится больше кофейных "окон" и мобильных точек, прогнозируют опрошенные "РГ" эксперты. В среднем рынок растет на 12-15% в год. До 60% новых точек открывается на первых этажах жилых и офисных зданий.

В регионах заметно растет число кофеен, в лидерах - Краснодар
© Российская Газета

Продолжает набирать популярность формат street retail (уличной торговли). "Кофейни быстро подстраиваются под рынок, но все чаще выбирают street retail - помещения на первых этажах жилых и офисных зданий, рядом с метро, остановками и оживленными улицами", - объяснил Никита Николаев, директор по коммерческой недвижимости "Главстрой Регионы". В новых жилых проектах все чаще закладывают микроформаты - 20-40 кв. м на первых этажах, с витринами в пол. "Во всех новых проектах мы прорабатываем размещение коммерции под запросы жителей, где кофейня является неотъемлемой частью", - рассказал Александр Голиков, руководитель управления коммерческой недвижимости компании DOGMA.

Николаев прогнозирует, что в 2025 году появится больше кофейных "окон" и мобильных точек. Региональные сети продолжат выходить в новые города. "Девелоперам придется учитывать интересы малого бизнеса и находить баланс между стандартными решениями и индивидуальным подходом", - считает эксперт. При этом число кофеен в регионах уже активно растет. Как подчеркивает Голиков, за последние годы значительно увеличился спрос на открытие кофеен в новых районах. Особенно показателен пример Краснодара, считает эксперт. Этот город, по данным сервиса "Яндекс Карты", возглавил рейтинг населенных пунктов России с самым большим количеством кофеен - 7,67 заведения на каждые 10 тысяч жителей.

Сейчас до 60 процентов кофеен открывается на первых этажах жилых и офисных зданий, появляется больше кофейных "окон" и мобильных точек

При этом требования потребителей к качеству напитка растут. "Культура потребления кофе в России сильно шагнула вперед, поэтому сэкономить на зернах не получится - люди не будут возвращаться за плохим или посредственным напитком", - подчеркивает Дмитрий Завьялов, к.э.н., заведующий кафедрой предпринимательства и логистики, директор Высшей школы экономики и бизнеса РЭУ им. Г.В. Плеханова. Он также отмечает, что нельзя экономить на персонале - хороших бариста нужно искать или обучать самостоятельно.

Коммерческий директор девелоперской компании Glincom Кристина Дудко выделяет семь основных параметров, на которые обращают внимание владельцы кофеен при выборе помещения. По ее словам, важны высокая проходимость и нахождение рядом якорного арендатора, оптимальная площадь составляет 5-15 кв. м, при этом необходима большая стеклянная витрина или хорошая визуальная доступность. Также рядом не должно быть много других кофеен, что особенно сложно в топовых местах.

Николаев считает, что идеальная площадь для кофейни - от 30 до 80 кв. м для формата "кофе с собой" и до 150 кв. м для заведений с посадочными местами. Трафик должен составлять не менее 2,5-3 тысяч человек в день в пешей доступности. Голиков же отмечает, что чаще всего под открытие кофейни рассматривают помещения площадью до 100 кв. м в новых жилых комплексах с пешеходным и автомобильным трафиком.

Многие российские предприниматели не открывают кофейни с нуля, а берут франшизы. Руководитель каталога franshiza.ru Анна Рождественская отмечает, что спрос на франшизы мини-кофеен за последний год увеличился на 3%. Причем интересуются больше форматами кофеен, которые продают также готовую еду, которую можно съесть на месте или взять с собой. Запуск мини-формата кофейни обойдется в среднем от 2 миллионов рублей. Экспресс-кофейни с минимальным набором посадочных мест или вовсе без них требуют гораздо меньших инвестиций - от 1,5 миллиона рублей. Средний чек в таких заведениях составляет 200-300 рублей.

Кстати

По данным Контур.Маркет, средний чек на кофе в марте 2025 года вырос на 15% по сравнению с тем же месяцем 2024 года и составил 258 рублей. Самый дешевый кофе - американо, 193 рубля, при этом он подорожал заметнее остальных, на 16%. Капучино обойдется в среднем в 242 рубля, латте - в 247 рублей.

Покупки кофе с собой за год выросли на 12%, посчитали в "Чек Индекс". Самые популярные напитки - капучино и латте, в объеме 200-300 мл. Вместе с кофе также часто покупают бутерброды, печенья, маффины, пирожные и воду. "На фоне раннего начала весны и благоприятной погоды для уличных прогулок формат "кофе с собой" продолжает набирать популярность. В том числе он активно развивается благодаря распространению кофепойнтов и точек быстрого питания, а также увеличению количества вендинговых автоматов по продаже горячих напитков в торговых центрах, на автозаправочных станциях и других местах с высокой проходимостью", - отмечают аналитики сервиса. Особенно динамичный рост сегмента наблюдается в регионах, подтверждают они.

промо изображение