Близость к высокоскоростной магистрали увеличит стоимость домов
Строители загородных поселков начали подчеркивать, что их дома находятся недалеко от станций будущей высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) из Москвы в Санкт-Петербург. А покупатели стали чаще интересоваться, далеко ли до планируемой станции. Близость к ВСМ все больше влияет на торговлю недвижимостью.
Строительство ВСМ - это, во-первых, улучшение транспортной доступности, говорит директор по развитию проекта "Мой гектар" Игорь Калинин. Например, из Москвы до Торжка можно будет доезжать менее чем за один час, до Бологого - за час. Это минимальное время, которое обычно люди тратят на то, чтобы доехать до работы. "ВСМ создает принципиально новый "пояс комфорта" - "дальний загород ближнего доступа". "Это революция на рынке", - считает Калинин.
Во-вторых, увеличится турпоток как в столицах, так и между ними. Самые перспективные локации, по мнению эксперта, - Тверская область, Валдай, Торжок, Вышний Волочек. Все это даст рост стоимости недвижимости по этому направлению. За три года, по мнению Калинина, недвижимость может подорожать в 1,5-2 раза. Уже сейчас заметен интерес к земле вблизи будущих станций ВСМ Новая Тверь (Курово), Логовежь (Торжок), Выползово (Бологовский округ), Садва (Вышневолоцкий округ). Покупатели стали значительно чаще спрашивать про расположение относительно станций ВСМ и сроках ее запуска. Уже сейчас маркетинг поселков активно использует тему ВСМ, уверяет эксперт.
Вместо 2-3 часов в пробках на МКАД и областных дорогах можно будет добраться до места за час на поезде, подчеркивает Калинин. Это делает реальным постоянное проживание в таком "дальнем загороде" для работающих в Москве 2-3 дня в неделю. Участки в 200-300 км от МКАД становятся психологически ближе подмосковных 30-50 км, если время в пути сопоставимо.
Движение по высокоскоростной магистрали (ВСМ) между Москвой и Санкт-Петербургом планируют запустить в 2028 году. Время в пути протяженностью 679 км составит всего 2 часа 15 минут. При этом предполагаются еще и 16 остановок. Как пояснили "РГ" в пресс-службе минтранса, шесть станций планируется построить на входах в Москву и Санкт-Петербург, две будут техническими и восемь -пассажирскими по пути следования.
Они уже обозначены на карте, опубликованной на сайте оператора "ВСМ Две столицы". Это Ленинградский вокзал (Москва), Рижская (Москва), Петровско-Разумовская (Москва), Крюково (Зеленоград), Высоково (Клин), Новая Тверь (Тверская область), Логовежь (Тверская область), Садва (Тверская область), Выползово (Тверская область), Валдай (Новгородская область), Великий Новгород, Жаровская (Ленинградская область), Южный (Санкт-Петербург) и Санкт-Петербург-Главный.
"Доступность прямой железнодорожной магистрали, по которой жители пристанционных городов смогут максимально быстро добираться до Москвы или Санкт-Петербурга, предоставит им возможность трудоустроиться и работать в одном из столичных городов. Это, безусловно, повысит их финансовые возможности. Для всех остальных как минимум упростится доступ к более широкому ретейловому ассортименту", - отметил директор по маркетингу инвестиционной компании "Велес Капитал" Дмитрий Назаркин.
Уже эти два обстоятельства, по его мнению, станут катализаторами роста стоимости жилья в пристанционных населенных пунктах. "Чем меньше транспортных станций в определенной локации изначально, тем выше процент, на который в ней подорожает недвижимость. По этой причине увеличение цены квадратного метра недвижимости или земли будет варьироваться от 8-10% вплоть до 50%", - полагает Назаркин.
В общей стоимости недвижимости доля транспортной доступности может составлять от 15% до 30%, говорит вице-президент Союза торговых центров России, Беларуси и Казахстана, партнер M1 Solutons Марат Манасян. Этот показатель варьируется в зависимости от развитости транспортной сети района - чем она была хуже, тем сильнее повлияет на цены появление нового объекта инфраструктуры. Немалую роль играют также тип недвижимости (для коммерческих объектов влияние транспортной доступности может быть выше) и географическое положение (на окраинах влияние будет более значительным, чем в центре). Манасян считает, что в Москве и Санкт-Петербурге новая магистраль не станет ключевым фактором роста цен, наибольший эффект проявится в промежуточных регионах - Тверской и Новгородской областях. В районах, где уже есть развитая транспортная инфраструктура, появление дополнительных станций ВСМ, по оценке Манасяна, может прибавить к цене недвижимости 2-3%, в то время как в районах с изначально слабой транспортной доступностью рост может составить 5-7%.
Он также напомнил, что, согласно заявлениям официальных лиц, благодаря ВСМ в регионах будет построено около 3,9 млн квадратных метров недвижимости. Для коммерческой недвижимости аналитики прогнозируют рост цен до 20% в строящихся бизнес-центрах. И этот рост будет постепенным: на 5%, 10%, 15% по мере приближения ввода станции.
По мнению Назаркина, цены на жилую недвижимость тоже будут расти поэтапно. Выход из нулевой стадии строительства может дать прирост на 5-10%, а сдача станции в эксплуатацию добавит к цене квадратного метра еще около 10-15%.
Строительство ВСМ оживляет локации, где планируется прокладка линии, говорит руководитель отдела развития проектов департамента загородной недвижимости Penny lane Realty Андрей Павлов. Так, в окрестностях Твери все прилегающие земли к планируемой трассе уже имеют своих владельцев. На удалении 200-300 км также наблюдается рост спроса на земельные участки. Строительство дома на удалении 100-300 км от Москвы для постоянного проживания пока не слишком актуально, так как ближайшие перспективы начала эксплуатации - 3-5 лет, говорит Павлов. Однако приобретение земли с точки зрения инвестиций оправданно: сейчас цены на землю еще находятся в нижней точке, и владельцы земельных участков пока не ощутили ажиотажа, который будет ближе к запуску ВСМ. Ездить из этих локаций на работу каждый день за 150-250 км нецелесообразно, считает Павлов. Но если работать можно удаленно, то цена за билет в 3-5 тыс. рублей вполне приемлема, особенно если дом расположен в красивом, экологически чистом месте.
Руководитель отдела продаж КП "Папушево Парк" Владислав Бунин настроен более скептически. По его оценке, пока роста интереса к локациям в окрестностях станций ВСМ не наблюдается. "Время остается самым дорогим ресурсом, и сам процесс перемещения на расстояния больше 30-40 минут считается его потерей. Среди собственников загородных домов немного людей, которые ездили бы на работу каждый день. Большое распространение уже получили гибридный и удаленный графики работы. И даже посещать фитнес, бассейн, СПА и другие места отдыха хочется в максимальной близости к дому. Для людей, ежедневно посещающих офис, приоритетом остается проживание в максимальной близости к городу, чтобы время в пути в целом не превышало 1 час", - говорит он. Необходимо помнить и о ликвидности объектов, подчеркивает эксперт. Быстро продать при необходимости объект, расположенный в "дальнем загороде", будет трудно.