Минтранс попросил доступ к бюджетным местам в вузах

Бюджетные места в вузах транспортного профиля должен распределять Минтранс — только так получится эффективно решать назревший кадровый вопрос в отрасли. В ведомстве попросили помочь в этом Госдуму, инициировав соответствующие поправки в закон об образовании. Кроме того, у министерства возникли серьезные вопросы к новому порядку целевого приема — его, то есть прием, необходимо сохранить, пусть даже за счет троечников, а из-за сокращения в вузах платных мест транспортники рискуют потерять миллиарды рублей. «Парламентская газета» узнала подробности.

Минтранс попросил доступ к бюджетным местам в вузах
© Парламентская газета

Нужно больше бюджетников

По данным Росстата, в транспортной отрасли нашей страны трудится 4,8 миллиона человек. Сами транспортники считают, что занятых куда больше — их около восьми миллионов, сказал 24 июня глава профильного комитета Госдумы Евгений Москвичев на рабочем совещании. Парламентарии решили послушать представителей Минтранса по вопросу кадрового обеспечения отрасли.

То, что работников, так или иначе связанных с транспортом, больше чем пять миллионов, согласился и замглавы Минтранса Константин Пашков, но кадровый прогноз исходит из официальной статистики. Согласно этому прогнозу, ежегодная кадровая потребность отрасли — 148,8 тысячи человек, профильные вузы, колледжи и техникумы выпускают 141,6 тысячи потенциальных сотрудников в год. Таким образом, кадровый дефицит составляет 7,2 тысячи человек, что гораздо меньше, чем в ряде других отраслей, заключил замминистра.

Пятерка самых распространенных транспортных профессий: водитель — 59,5 процента всех вакансий, машинист — 28,4 процента, судоводитель — 5,4 процента, дорожный мастер — 4,4 процента, пилот — 2,3 процента. Несмотря на то что ситуация отнюдь не характеризуется как критическая, в Минтрансе все же посчитали необходимым попросить Госдуму внести поправки в закон об образовании, закрепив полномочия ведомства по распределению контрольных цифр приема в вузы, то есть бюджетных мест. Сейчас этим занимается в основном Минобрнауки, но есть и исключения — Минкультуры самостоятельно рулит местами в подведомственных вузах, отметил Константин Пашков.

Из колледжа — в вуз

С тем, что лучше профильного министерства никто не знает, сколько и каких специалистов нужно отрасли, согласился Евгений Москвичев. Однако, по его словам, упор сейчас нужно делать на среднее профессиональное образование, и Госдума уже приняла ряд соответствующих законов.

«Если молодой человек получил среднее профессиональное образование по транспортной специальности и хочет продолжить обучение по ней в вузе, такой бесшовный переход мы должны поддержать, — сказал парламентарий. — Но не когда в транспорт приходят люди из совершенно других областей».

Высказался глава комитета и о возможности направления выпускников профильных вузов для обязательной отработки в течение трех — пяти лет. По мнению Евгения Москвичева, после того как такой подход реализуют в здравоохранении, можно подключать транспортную сферу.

Один из эффективных способов привлечения кадров — целевой набор, при котором обязательная отработка — это требование закона. Однако из-за новых правил в прошлом году из предложенных предприятиями транспортной отрасли пости шести тысяч целевых бюджетных мест заполненным оказались меньше трети, посетовал Константин Пашков.

«Целевой прием — это наша боль, — сказал он. — Нам не нужны ни отличники, ни хорошисты, ни высокие баллы ЕГЭ — нам нужны те, кто точно вернутся в профессию и будут служить системе транспорта. В этом смысле мы особенные. Наш средний целевик — это троечник и скорее всего не из Москвы, родители которого всю жизнь проработали на транспорте, и он готов продолжить их путь».

Где взять здоровых пилотов

Сохранить кадры для отрасли на местах, а не стремиться к их перетеканию в столицу и другие крупные города — задача важнейшая, согласился зампред думского транспортного комитета Юрий Григорьев. По его словам, в это готовы вкладываться и власти регионов, а особенно важно организовать такую работу на Дальнем Востоке и в Арктике.

Что касается целевого приема, то в Госдуме хотят изучить, куда на самом деле уходят целевики после выпуска, обратил внимание Евгений Москвичев. В обсуждении коснулись грядущего регулирования платного приема в вузы — соответствующий закон уже принят. По подсчетам Минтранса, профильное образование может недосчитаться 3,5 миллиарда рублей, или 15,7 процента доходов, которые выпадут. В этой связи прозвучало предложение отдать и контроль за коммерческими местами министерству. Его проработают, пообещал Москвичев.

А вот в чем думцы точно готовы помочь ведомству, так это в закреплении обязательного медосвидетельствования абитуриентов перед поступлением, а также в их сопровождении на протяжении учебы. На проблему указал Константин Пашков. На сложные специальности, работа по которым требует отменного здоровья, например пилот или судоводитель, нередко поступают недообследованные студенты. Отучившись и получив диплом, они по состоянию здоровья не могут занять соответствующую позицию, а значит, годы в вузе пролетели зря, как и бюджетные деньги. Конечно, так быть не должно, согласились в Госдуме.