Архитектурные решения для складского бума

Максим Долгов - Основатель Архитектурной мастерской DA. С активизацией складского строительства в регионах выстраивается новая геометрия логистики. Москва и Санкт-Петербург теряют монополию, порядка 50% сделок проводится в регионах. Дефицит площадей в Екатеринбурге, Казани, Новосибирске стимулирует строительство хабов класса А–В. К основным критериям спроса можно отнести компактность, наиболее востребованы объекты 2000–15 000 м² для внутригородской доставки, а также близость к городу. Изображение от wirestock на Freepik Вертикальные комплексы как ответ на дефицит земли Дефицит свободных участков и их высокая стоимость развивает тренд многоуровневых терминалов. Правда, он в основном касается складов внутри МКАД, тем не менее обкатанные в Москве технологии быстро распространяются в регионы. Поиск оптимальных сочетаний площади застройки и количества мест хранения на квадратный метр выливается порой в весьма экзотические концепции, например: к нам приходил запрос на проектирование склада с паллетным хранением высотой 25 метров. Ревитализация «неликвида» Рынок ищет необходимые площади не только путем реорганизации неэффективных промзон, но и путем перепрофилирования непрофильных активов, например пустующих площадей торговой недвижимости. В регионах подобная недвижимость часто переживает второй цикл реконструкции: из промпредприятия в торговое, из торгового — в складское или производства формата Light industrial. Автоматизация и ESG С учетом нехватки площадей существующие будут использоваться все более эффективно. Отсюда рождается тренд на автоматизацию. Роботизация может сократить трудозатраты на 30%, но кроме этого потребуется изменение объемно-планировочных решений: высот складирования, расстояния между стеллажами, создание помещений для ремонта и обслуживания комплексов. Соседство с жилой застройкой и высокие цены на энергоносители делают ESG-повестку актуальной для складской недвижимости, но на данный момент «зеленые» склады составляют порядка 10% рынка. Перспективы Наибольшую востребованность в ближайшем будущем будут иметь гибридные роботизированные склады. Если смотреть в региональном разрезе, то в 2026–2027 годах сохранится восточный вектор, вместе со смещением логистики к Азии. Соответственно, необходимы крупные логистические хабы в Омске, Новосибирске. Спросом будут пользоваться модульное проектирование и технологии быстрого строительства.

Архитектурные решения для складского бума
© Инвест-Форсайт