Квартиры плюс вайб: какое жилье выбирают бумеры, миллениалы и зумеры в России

Какое жилье выбирают россияне При выборе жилья граждане России в первую очередь ориентируются на местоположение, и только вторым фактором выступает бюджет. Это показал опрос банка ВТБ. Согласно его результатам, локация является решающим фактором для 44 % участников исследования. Бюджет – для 41 %. Размер квартиры, планировка, инфраструктура, условия кредитования и юридические вопросы оказывают меньшее влияние на выбор. Каждый третий россиянин предпочитает «молодое» вторичное жилье – квартиры в домах возрастом от 3 до 10 лет. Этот вариант особенно популярен у жителей Сибири (40 %). Загородные дома привлекают 30 % россиян, чаще жителей Северного Кавказа (41 %), а москвичи и жители Подмосковья выбирают их реже (23 %). Новостройки возрастом до трех лет предпочитают 23 % опрошенных, а квартиры в домах старше 10 лет – лишь 15 %. По данным «Объединенного кредитного бюро» в октябре 2024 года женщины оформили 56 % всех ипотечных сделок, мужчины – 44 %. При этом мужчины предпочитают брать займы на более крупные суммы – в среднем 4,29 миллиона рублей против 3,64 миллиона у женщин. А также на более длинные сроки – 21 год 7 месяцев против 20 лет 11 месяцев у женщин. Как бумеры и миллениалы решают квартирный вопрос Компания «Главстрой Регионы» изучила, как представители разных поколений выбирают жилье. Она выявила различные приоритеты у каждой возрастной группы. Однако вице-президент Ассоциации риэлторов Петербурга и Ленинградской области Юрий Загоровский в разговоре с «ФедералПресс» призвал учитывать, что в каждом поколении есть разные слои населения. Поэтому, по его словам, «мерить всех одной меркой» недопустимо. «В каждом поколении есть успешные предприниматели с деньгами или наоборот – люди с весьма скромным достатком. Кому-то жилье досталось в наследство – и это серьезный стартовый капитал для действий на рынке недвижимости», – замечает Загоровский. Так или иначе, результат исследования «Главстрой России» показал, что бумеры (родившиеся до 1964 года) ценят уют и практичность, предпочитают студии или двухкомнатные квартиры (77 %) либо «евротрешки» (23 %). Психолог Олеся Иневская в беседе с «ФедералПресс» разобрала поведенческие паттерны этого поколения на рынке недвижимости. По ее словам, главным фактором здесь выступает тот факт, что в СССР, где формировались бумеры, жилье в основном не покупали, а получали от государства. «Квартиру могли дать бесплатно после определенного количества лет работы на одном предприятии, в зависимости от очереди и семейного положения. Это был знак признания трудового вклада человека и гарантия стабильности. Работник, отработавший 10–15 лет на заводе или в государственном учреждении, практически всегда мог рассчитывать на свое жилье», – отмечает эксперт. По ее словам, для семьи получение квартиры часто становилось событием всей жизни и наградой за трудовую выслугу. «Для бумеров квартира является залогом стабильности и символом признания», – подчеркивает Иневская. Юрий Загоровский добавляет, что для этого поколения всегда было крайне важным получить жилье в собственность. И эта модель поведения заметна до сих пор. Поколение X (1965–1980) ищет баланс между стилем и удобством. Исследование показывает, что его представители чаще выбирают двухкомнатные квартиры с изысканным дизайном, современными коммуникациями и возможностью перепланировки. Олеся Иневская замечает, что это люди, выросшие в период перемен. И этот фактор сказывается на их поведении при решении квартирного вопроса. «Они стараются обеспечить себе независимость и стабильность. Они часто рассматривают покупку квартиры как главную инвестицию и способ сохранить накопления. Многие выбирают двухкомнатные квартиры в спокойных, экологичных районах. Это как раз то поколение, которое ввело моду на покупку нескольких квартир с последующей сдачей в аренду», – говорит эксперт. Миллениалам (1981–1996) очень важен простор, показывает исследование. Они отдают предпочтение трехкомнатным квартирам (47 %) либо двухкомнатным (35 %), студии предпочитают всего 18 %. «Многие арендуют квартиры, не стремясь сразу купить свое жилье. Если и покупают квартиру, то нередко рассматривают возможность смены жилья при изменении жизненных обстоятельств», – говорит Иневская. По ее словам, современные 30-40-летние больше ценят комфорт, красивые и новые ЖК, инфраструктуру, современные технологии и соседей, с которыми можно найти общий язык. При этом многие миллениалы не торопятся обзаводиться собственной квартирой, предпочитая тратить деньги на развитие, путешествия и самообразование. Какое жилье предпочитают зумеры Зумеры (1997–2010) выбирают минимализм и функциональность. Представители этого поколения предпочитают «евродвушки» (38 %), а также студии и однокомнатные квартиры (32 %). А 29 % рассматривают и трехкомнатное жилье. «Они привыкли к цифровой среде и свободе. Часть молодых людей снимает квартиры, кто-то живет с родителями или в общежитии – аренда в складчину. Большинство выбирает небольшие квартиры, где можно работать и учиться дистанционно», – отмечает психолог. Юрий Загоровский указывает, что аренда для зумеров является самой распространенной моделью поведения на рынке недвижимости. Однако это относится и к другим вещам – например, молодые люди все чаще берут в аренду авто, используя каршеринг. Зумеры, по словам Иневской, также предпочитают покупку собственного доме за городом вместо квартир в мегаполисах. Но при этом ценят возможность быстро менять место жительства, если появится интересное предложение или работа. Как поколение альфа будет выбирать недвижимость Что до поколения альфа (это дети, которые родились после 2013 года), то они будут жить в мире, где цифровые технологии станут привычной частью быта, подчеркивает Олеся Иневская. И их жилье, скорее всего, будет максимально функциональным и технологичным. «Для них будет важно, чтобы пространство легко менялось под разные задачи: работа, учеба, отдых. Пока сложно сказать, как именно будет выглядеть их подход к недвижимости, но можно ожидать, что удобство и возможности для минимизации соцконтактов будут стоять на первом месте», – говорит Иневская. Она прогнозирует, что это поколение в будущем отдаст предпочтение покупке капсульного или студийного жилья. Самыми активными, по данным ОКБ, на ипотечном рынке России сейчас являются люди в возрасте от 25 до 45 лет. Средняя сумма займа у них составляет 4,25 миллиона рублей, а срок кредита – 23 года 1 месяц. Возрастная группа 45–65 лет берет займы на меньшие суммы (в среднем 3,36 миллиона рублей) и на более короткие сроки – 16 лет. Конечно, сейчас разница в способах решения квартирного вопроса поколениями россиян более ярко выражена, замечает Юрий Загоровский. «Стоит помнить, что старшее поколение и молодежь были всегда. Но время идет. И тот, кто вчера был моложе, становится старше. И с этим процессом отношение к таким фундаментальным для жизни вещам, как жилье, тоже меняется», – делает вывод эксперт. Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Квартиры плюс вайб: какое жилье выбирают бумеры, миллениалы и зумеры в России
© РИА "ФедералПресс"