Покупатели с ипотекой возвращаются на столичный рынок новостроек
По итогам минувшего сентября на первичном рынке жилья «старой» Москвы продажи жилья бизнес-класса и массового сегмента впервые сравнялись по доле и числу сделок. Доля заключенных договоров долевого участия (ДДУ) в обоих секторах рынка составила по 45%. Ранее в структуре спроса на новое столичное жилье преобладали проекты комфорт-класса.

В прошедшем первом месяце осени на рынке новостроек «старой» Москвы застройщики заключили 5,3 тыс. ДДУ, – сообщил «МК» управляющий директор компании «Метриум» Руслан Сырцов . По его оценке, спрос распределился почти поровну между массовым сегментом и бизнес-классом: свыше 2,2 тыс. сделок в массовом сегменте и около 2,5 тыс. ДДУ в бизнес-классе. Таким образом, в середине осени доля каждого сегмента составила порядка 45% от общего числа продаж. При этом еще в июле 2025 года на массовый сегмент приходилось более 50% всех сделок по покупке новых квартир в столице, а на бизнес-классе – только 37%.
«Ускорение спроса в новостройках бизнес-класса может быть связано с постепенным возвращением покупателей с ипотекой», – пояснил «МК» акционер и управляющий партнёр ГК «Основа» Олег Колченко. Некоторые клиенты, по его мнению, следят за сигналами Центробанка и динамикой ключевой ставки, ожидая снижения ипотечных процентов в обозримой перспективе. Это позволит им рефинансировать кредиты, оформленные по текущим, относительно высоким ставкам.
Такая динамика может быть вызвана ускорением спроса на новостройки бизнес-класса в годовом выражении. В сентябре 2025 года количество сделок в этом сегменте увеличилось на 27%, в то время как в массовом сегменте прирост составил только 4% по сравнению с сентябрем 2024 года. Опережающий рост спроса в бизнес-классе, отмечают эксперты, также связан с активным использованием застройщиками сегмента инструмента рассрочки.
«Спрос на такой инструмент, как рассрочка, несколько стабилизировался. И это тоже могло повлиять на прирост ипотечных сделок», – отметила генеральный директор компании ООО «Ривер Парк» Лариса Швецова. За прошедший год, с ее слов, рассрочка стала важным фактором привлечения покупателей, но за это время и клиенты, и застройщики осознали как его преимущества, так и ограничения этого инструмента. «В результате сформировалась аудитория, которая целенаправленно выбирает рассрочку и не рассматривает ипотеку или другие варианты приобретения жилья. Сейчас доля таких продаж в новостройках бизнес-класса в зависимости от проекта может варьироваться от 15% до 60%», – добавила девелопер.
Ускорению продаж в новостройках бизнес-класса в «старой» Москве мог также способствовать и возросшее количество новых проектов и ликвидного предложения.
Ситуация в других сегментах рынка новостроек «старой» Москвы более стабильна. В премиум-классе в минувшем сентябре застройщики и дольщики заключили 495 долевых соглашений, что составило 9% от общего числа сделок в «старой» Москве. Этот уровень соответствует средним показателям за последний год, когда доля сегмента в структуре продаж варьировалась от 8% до 12%. Год к году показатель снизился на 6%.
Похожая ситуация сложилась и на рынке высокобюджетных новостроек, где в сентябре 2025 года заключили 51 соглашение или 1% от общего числа сделок на рынке строящегося жилья «старой» Москвы. В годовом измерении количество договоров сократилось почти двукратно.
«На рынке новостроек старой Москвы намечается тренд на смещение предложения в сторону бизнес- и премиум-класса», – считает Сырцов. С одной стороны, по его словам, интерес девелоперов к массовому сегменту ослабевает из-за уязвимости его аудитории перед изменением ключевой ставки, ухудшением условий кредитования и ограничением госпрограмм. «С другой стороны, бизнес-класс – более маржинальный сегмент для вложений, где более высокая цена квадратного метра относительно себестоимости позволяет застройщикам проводить более гибкую политику продаж (в т.ч. с помощью рассрочек), а также предлагать покупателям продукт более высокого уровня», – заключил аналитик.