Башни-ловушки. Цена жизни на высоте
В наши дни современные технологии и материалы позволяют сделать сейсмоустойчивыми даже высотные здания. Однако многоэтажки таят в себе другие опасности. Какие, выяснял обозреватель «МИР 24 Роман Никифоров.
«Надежность вовсе не главный тренд мирового градостроительства. Тут почти олимпийский девиз: быстрее, выше, плотнее. И дешевле. Это, конечно, новые возможности. И новые проблемы, отметил журналист.
Вот недавняя трагедия в Гонконге: высотки превращаются в смертельные ловушки. 159 человек сгорают заживо. Еще несколько десятков числятся пропавшими без вести. В жилом комплексе «Фан Фук очень плотная застройка. Огонь перекидывается с одного здания на другое: горят семь башен из восьми. Потенциальные угрозы не только в Гонконге.
«Я был в Нью-Йорке и спускался по эвакуационной лестнице, с 38-го этажа. И я понял, что их лестница не так приспособлена к эвакуации, как у нас, потому что наши лестницы имеют воздушную отсечку, то есть вы сначала выходите на балкон, потом вы попадаете на лестницу, и поэтому дым никогда на эту лестницу не попадает, рассказал архитектор, председатель Московского архитектурного общества, профессор МАРХИ Борис Уборевич-Боровский.
Такую схему применяют не только в небоскребах, но и в обычных высотках. Правда, не везде. Говорит и показывает руководитель отдела неэфирного промо телекомпании «Мир Виктор Федюшкин: «Покажу пожарную безопасность бизнес-класса. За мной окна не открываются, единственный выход без балкона. Обычная лестница вниз. Если будет пожар, дым будет стоять постоянно.
К грамотному проекту нужна и грамотная настройка. Так, с соцсетях жительница многоэтажки жалуется на постоянно срабатывавшую пожарную сигнализацию. При этом дыма нет, и спринклеры не срабатывают. Жильцы уже не реагируют. А если тревога реальная?
Еще во времена Советского Союза появляются СНиПы строительные нормы и правила. Регулируют каждую деталь.
«Для того, чтобы внести изменения в строчку СНИПа, защищалась кандидатская, а то и докторская. Это достаточно ценные документы были.
В России 1990-х в строительстве разброд и шатание. В нулевых СНиПы меняют на Своды правил. Требования к безопасности по-прежнему высокие, их уточняют и обновляют. А вот насчет плотности застройки картина меняется.
«Для сельских местностей было порядка, по-моему, 40 человек на гектар, а для городов, по-моему, 200 человек на гектар, отметил Илья Пономарев.
Теперь допустимое количество жителей растет. «Москве примерно втрое. То есть, от норматива, сказал Илья Пономарев.
А что насчет качества? Ведь претензии были и к советским многоэтажкам.
«Промерзание стыков, промерзание стен. Я помню, жил в доме типовом, назывался он П-3.16, к стенке невозможно было зимой дотронуться, она была вся холодная. Мне кажется, сегодняшнее качество выше того, что было в Советском Союзе.
Поспорить готовы новоселы в Москве и области, которые получают ключи от застройщиков, в том числе известных, популярных.
«К сожалению, никакой отделки whitebox в моей студии не было. Были кучи мусора. Плюс застройщик обещал панорамные окна. На их месте оказались обычные стеклопакет; «Здесь раньше был шоурум застройщика. Сразу видим царапины, ржавчина, болтаются ручки. Царапины на ручках, вмятины и прочее. После себя шоурум снял всю отделку, которая здесь была, и оставил вот такие вот стены. Проводку тут точно всю под замену, поделились новоселы.
«Сейчас застройщики чувствуют себя очень вольготно, потому что они за качество жилья они практически не отвечают. Ограничили размер суммы возмещения на ремонт 3% стоимости объекта, что, мягко говоря, просто смешно.
Не только столичный регион. Вот и в Нижнем Новгороде жалуются.
«Входная дверь, которая не закрывалась, окна также были кривые. Застройщик сказал: «Ну что мы можем сделать. Дали нам 18 килограммов цемента и сказали: «Сделайте сами.
Экономия на всем, но при этом цены заоблачные. Даже средние: в Москве больше полумиллиона рублей за квадратный метр. И в регионах недешево. Люди готовы покупать маленькие квартиры, точнее, крошечные. На 12 квадратных метров. Или даже 10 квадратов, зато с ремонтом. Хотя это, конечно, не российский эксклюзив. Вот выгодное предложение из Парижа вся жизнь в шкафу.
Спрос рождает предложение: люди стремятся в большие города и места всем не хватает. Особенно в престижных районах.
«Земля очень дорогая, все уцепились за центр Москвы, за эту землю, и все понимают, что если они построят башню, например, в районе Внуково, то они продадут квартиры по такой цене, а если они построят башню на Кутузовском проспекте, то цена будет там в пять раз больше.
В мировых мегаполисах исторические центры, как правило, стараются не трогать. Например, в Сингапуре колониальная застройка уживается с высотками. Смотрится, правда, не слишком гармонично. Запретный город в Пекине уже получше. В России памятники архитектуры тоже под охраной. Но вот ситуация в одном из столичных районов: на месте бывшей телефонной станции хотят поставить многоэтажку высотой 55 метров.
«Строительство собирается производиться рядом с памятником федерального значения, ансамблем памятников Преображенской старообрядческой общины XVIII-XIX веков, сказала активистка района Преображенское Юлия Базалинская.
Да и местные жители такому уплотнению не рады. «Люди оказываются абсолютно в тени нового здания, нового дома. Это абсолютно ужасно, отметила Юлия Базалинская.
Архитектурная мода на небоскребы приходит из США. Первое такое здание появляется в Чикаго в 1885-м: 10 этажей, 42 метра, потом добавляют еще 13 метров. Небоскребы — это еще и мифология. Современная. Эдакий символ успеха. Киношные супер герои, супер злодеи, богачи и большие начальники взирают на мир свысока из окон своих пентхаусов. Хотя в реальности люди состоятельные хотят быть ближе к земле. В их особняках главное не высота, а ширина.
«Выше шестого этажа жить вообще сложно. Когда вы живете на 30-м этаже, что вы видите? Вы видите где-то внизу, далеко, какие-то букашки, заметил Борис Уборевич-Боровский.
Но кому нужна ваша правда? Тренд раскручивают рэперы и блогеры. Роскошная жизнь на вершине мира. Что в Нью-Йорке...Что в Питере. Для тех, кто хочет так же, но денег нет, есть вариант подешевле: огромные человейники на окраинах городов. На верхних этажах закрытые окна, замкнутая система вентиляции и тотальная зависимость от лифтов.
В одном из таких ЖК и живет руководитель отдела неэфирного промо телекомпании «Мир Виктор Федюшкин, в том самом доме с глухими окнами на лестничных пролетах.
«Вот на сайте застройщика даже указано, что должна была быть построена школа и детские сады, а по факту мы имеем на наш ЖК один построенный детский садик. Наш ЖК это вот три дома, два больших, один маленький на 4300 квартир, а детский садик один на 200 мест всего, рассказал Виктор Федюшкин.
Распространенная практика в новостройках: жителей лишают выбора.
«Управляющая компания была представлена нам застройщиком. Подняли тариф ЖКХ, второй раз за год. Интернет-провайдер был предоставлен тоже застройщиком, я не могу сказать, что он плохой, но за аналогичные услуги у других это стоило дешевле в разы, поделился Виктор Федюшкин.
Нагрузка на инфраструктуру городов продолжает расти. И пока этот процесс не остановить. Куда дальше? Ну вот, например, проект новых небоскребов в Москве: человейники переходят на следующий уровень.