Как не потерять деньги на новогодних распродажах
Начался сезон новогодних распродаж. Торговые центры и маркетплейсы наполнились заманчивыми, на первый взгляд, предложениями. Далеко не все из них на самом деле являются выгодными. Как не попасться на уловки и обезопасить себя от мошенников в предновогодней суете — в нашей статье.
Осведомлён — значит вооружён
Какие уловки используют маркетплейсы и как на них не попасться, рассказала «Рамблеру» кандидат экономических наук, доцент кафедры Маркетинга Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Анна Цветкова.
Искусственная срочность
На страницах онлайн-магазинов и различных сервисов нередко можно увидеть таймеры обратного отсчёта или призывы успеть приобрести товар или услугу по акции по ограниченному предложению.
Совет эксперта. Такая срочность относится к приёмам нейромаркетинга, поэтому реагировать на неё не стоит. Это не покупка билетов на брони, где таймер фиксирует время этой самой брони, а просто маркетинговый приём. Если перезагрузить сайт, то видно, что время таймера начинает обратный отсчёт снова.
Фейковые отзывы
Другой распространённый приём — накрученные рейтинги. Недобросовестные продавцы могут покупать положительные отзывы, чтобы создать впечатление востребованности товара и поднять ему рейтинг.
Совет эксперта. Обращайте внимание на подробность отзыва, наличие реальных фото и видео в нём. Лучше начинать просмотр с фильтра на отрицательные отзывы и вначале изучать замечания по товару.
Завышенные цены
Одна из самых популярных уловок продавцов — манипуляция с ценниками. Товар дорожает перед сезоном распродаж, а с его приходом начинает продаваться якобы по скидке. На самом деле стоимость товара с дисконтом возвращается к исходному уровню. Иногда цена получается даже выше, чем до распродажи.
Совет эксперта. Начинайте мониторить цены на понравившиеся товары на разных ресурсах ещё до начала распродаж. Таким образом можно заметить эту уловку с якобы понизившейся ценой.
Щедрые скидки
Часто магазины привлекают покупателей грандиозными скидками — 70% и выше. Как правило, в таких акциях участвуют товары-маяки. Это могут быть как одна-две востребованные позиции в ограниченном количестве, которые раскупят в первые минуты акции, так и никому не нужные товары, которые пролежат на витрине до конца распродажи.
Для продавца главное — оправдать вывеску о щедрых скидках. Покупатель, который уже пришёл в торговую точку или на сайт в ожидании выгоды, скорее всего, что-то купит.
Совет эксперта. Если вам нужен товар, участвующий в акции, следует приходить за ним в самом начале распродажи. В других случаях особой выгоды изначально ожидать не стоит. Нужный товар вряд ли окажется дешевле.
Если в магазине действительно многие товары продаются со скидками в 70 и даже 90%, это повод задуматься о качестве продукции.
Беспроцентная рассрочка
В рекламе магазины могут использовать такой «крючок», как беспроцентная рассрочка. Этот банковский продукт особенно востребован перед Новым годом, когда многие приобретают дорогие подарки, в частности технику и электронику.
Покупателю рассказывают, как он может забрать товар сразу, а расплатиться — позже. На самом деле рассрочку одобряют не всем, многие получают отказ. Однако уловка действует: человек уже настроился на покупку и готов взять под неё кредит в магазине с первым взносом и переплатой.
Недобросовестные продавцы могут изначально маскировать под рассрочку обычный заём.
Совет эксперта. Не возлагайте заранее ожиданий на рассрочку. Если товар хочется приобрести, несмотря на озвученные менее выгодные условия, оцените свою финансовую ситуацию и готовность взять кредит с переплатой.
Как выгоднее совершить дорогую покупку: в рассрочку, кредит или накопить
Осторожно: мошенники
С приближением праздников возрастает активность мошенников. В период новогодних распродаж и подготовки к праздникам злоумышленники могут адаптировать свои схемы, предупреждает руководитель Kaspersky GReAT в России Дмитрий Галов. Например, заманивать пользователей на фишинговые ресурсы, мимикрирующие под площадки популярных брендов, предложением новогодних акций и крупных скидок на подарки.
Не исключено, что онлайн-мошенники также будут пытаться выманивать данные и деньги людей под видом беспроигрышных лотерей, отмечает Галов.
В преддверии праздников, как и в любое другое время года, люди рискуют столкнуться с телефонным мошенничеством, добавляет эксперт. В ходе опроса ВЦИОМа в 2024 году 67% россиян признались, что получали фейковые звонки, тогда как в 2021 году о таком опыте рассказывали 57% (+10 п. п. за три года).
Вне зависимости от сезона важно оставаться внимательными в онлайн, особенно во время покупок, призывает Галов. Он назвал три основных правила безопасного пользования интернетом:
- критически относиться к крайне щедрым или пугающим сообщениям;
- не вводить на подозрительных сайтах (например, если название сайта отличается от оригинального, даже на одну букву) личные и платёжные данные;
- использовать защитное решение — оно предупредит, если человек попытается перейти на фишинговый или скам-ресурс, установить вредоносное ПО.
Коротко
Во время новогодней распродажи торговые точки и маркетплейсы используют различные уловки для увеличения продаж: таймеры обратного отсчёта, якобы щедрые скидки и другие. Чтобы не потерять деньги, внимательно изучайте условия акций, тщательно анализируйте комментарии к товарам и сравнивайте цены в разных магазинах.
Предпраздничной суетой пользуются мошенники. Не переходите по подозрительным ссылкам, критически относитесь к крайне щедрым предложениям, установите защитное ПО и берегите свои личные данные.