Выравнивание налоговых условий для рынка ЦФА принесет в казну РФ 17,5-26,25 млрд руб. ежегодно
Депутат Государственной Думы от фракции "Справедливая Россия", заместитель председателя комитета по финансовому рынку и председатель совета Ассоциации банков России Анатолий Аксаков предложил меры по развитию рынка цифровых финансовых активов. Они заключаются в выравнивании налоговых условий для ЦФА с другими активами на традиционном рынке, их секьюритизации и допуске на рынок номинальных держателей и привлечении институциональных инвесторов, таких как управляющие компании, инвестиционные и негосударственные пенсионные фонды.
Анатолий Аксаков озвучил предложения на совместном заседании профильных парламентских комитетов с участием председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной в преддверии годового отчета регулятора. Они должны повысить ликвидность рынка ЦФА. Так, налоговая неурегулированность мешает развитию рынка цифровых финансовых активов, который достиг 700 млрд руб. Секьюритизация позволит ему активнее развиваться и привлекать дополнительные ресурсы для инвестиционного процесса.
По словам Анатолия Аксакова, профильный комитет Госдумы подготовил законопроект о цифровых свидетельствах, которые интегрируют ЦФА с фондовым рынком и позволят торговать цифровыми активами на бирже.
Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов отметил, что инициативы Анатолия Аксакова направлены на повышение благоприятности условий развития рынка ЦФА и его интеграции в существующую финансовую систему. Он назвал их логичными и рассказал, что выравнивание налоговых условий устранит дискриминацию ЦФА по сравнению с такими активами, как акции и облигации. Секьюритизация ЦФА трансформирует нематериальные активы в цифровые ценные бумаги, тем самым увеличив их ликвидность, и привлечет новых участников на рынок. Однако, по его словам, нужно соблюсти баланс между стимулированием инноваций и защитой инвесторов, например, ввести защиту от банкротства эмитента ЦФА, аналогичную государственной системе страхования банковских вкладов на сумму до 1,4 млн руб. По его словам, выравнивание налоговых условий может принести в казну РФ 17,5-26,25 млрд руб. ежегодно при текущем объеме рынка в 700 млрд руб. и доходности в 10-15% от объемов рынка.
"Предложенные меры действительно могут дать толчок развитию рынка ЦФА в России. Особенно важно выравнивание налоговых условий: пока ЦФА находятся в менее выгодном положении по сравнению с традиционными активами, сложно ждать активного участия инвесторов", - сказал руководитель направления по развитию бизнеса АО "Прайм Брокер Сервис" (ПБС) Евгений Бабошкин.
С ним согласен директор по стратегии АО "Инвестиционная компания "Финам" Ярослав Кабаков. Он добавил, что допуск институциональных инвесторов, таких как негосударственные пенсионные фонды и страховые компании, может повысить доверие к рынку и увеличить его ликвидность, а секьюритизация поспособствует интеграции ЦФА с традиционными рынками и расширит возможность как инвесторов, так и эмитентов.
"Для полноценного развития рынка ЦФА и его интеграции с фондовым рынком могут потребоваться такие дополнительные шаги, как упрощение правил выпуска и обращения цифровых финансовых активов, чтобы привлечь больше эмитентов и инвесторов, четкие стандарты определения, какие активы могут быть представлены в виде ЦФА, чтобы избежать злоупотреблений и мошенничества, а для выхода на глобальный уровень России нужно гармонизировать правила с международными стандартами - например, FATF", - сказал Владимир Чернов.
По его словам, к увеличению ликвидности и прозрачности ЦФА может привести создание специализированных бирж и платформ, а допуск цифровых финансовых активов на фондовые биржи приведет к появлению единой торговой системы.
Однако, по мнению Евгения Бабошкина, предложенных мер недостаточно для полноценного развития индустрии. Прорывом мог бы стать выход компаний на ICO (Initial Coin Offering - первичное размещение монет) вместо IPO (Initial Public Offering). Он отметил, что схема IPO налажена и широко известна, а ICO подобных инструментов и правил, защищающих инвесторов (аудит, андеррайтеры и т.д.), не имеет, и их нужно создать.
"Кроме того, необходимо развитие инфраструктуры. Чтобы ЦФА действительно заработали в масштабах экономики, нужны понятные механизмы по покупке, продаже и другим возможным операциям. Скорее всего, эту проблему можно будет решить подключением ЦФА к привычным финансовым институтам, например, к бирже. Не стоит забывать, что многие просто не понимают, что такое ЦФА и зачем они нужны. Программы для бизнеса, инвесторов других участников рынка помогли бы развеять страхи и увеличить интерес", - сказал Евгений Бабошкин.
"Помимо предложенных мер для развития рынка ЦФА и его интеграции с фондовым рынком можно выделить создание единой инфраструктуры, обеспечивающей возможность перетока ЦФА между различными информационными системами и их обращение на традиционных биржевых площадках; разработку стандартов и нормативов, которые установят единые стандарты для выпуска, обращения и учета ЦФА, что повысит прозрачность и доверие к рынку; образовательные программы, которые информируют потенциальных инвесторов и эмитентов о возможностях и рисках, связанных с ЦФА, для повышения финансовой грамотности и осведомленности", - заметил Ярослав Кабаков.
"ЦФА должны быть легко конвертируемы в традиционные активы, такие как акции или облигации. Этого можно достичь через унификацию технологий и правил учета. Укрепление защиты цифровых активов от кибератак необходимо для повышения доверия инвесторов. Включение ЦФА в ИИС позволит применять налоговые вычеты, что также увеличит приток в них частных инвесторов. Взаимозачет ЦФА и классических активов позволит использовать токены как залог под маржинальные сделки. Для ускоренной интеграции ЦФА с фондовым рынком могут также потребоваться дополнительные государственные стимулы, например, предоставление налоговых льгот для первых участников рынка ЦФА. А развитие рынка ЦФА также требует квалифицированных кадров, знакомых с блокчейн-технологиями и финансовыми рынками", - заключил Владимир Чернов.