Величину штрафа для «зайцев» определят законом

Министерство транспорта России разработало законопроект, направленный на «совершенствование правоотношений в области установления ответственности за безбилетный проезд на автомобильном транспорте и в городском наземном электротранспорте». Штраф за безбилетный проезд или неоплаченный провоз багажа в городском и пригородном сообщении предлагается установить в 20-кратном размере от полной стоимости билета. В Минтрансе рассчитывают до конца этого года внести согласованный вариант законопроекта в правительство РФ. Как рассказал «Известиям» директор департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Алексей Бакирей, решение назревшей проблемы с установлением ответственности за безбилетный проезд очень ждут в регионах. Сегодня из-за пробелов в законодательстве юридическая ответственность за безбилетный проезд установлена далеко не во всех субъектах РФ, что отражается на выручке перевозчиков. — После обсуждения различных вариантов концепции появился новый, на котором в итоге мы сейчас и остановились, — комбинация двух вариантов. Он предусматривает как административную ответственность в соответствии с региональным законодательством, так и гражданско-правовую, — сообщил Алексей Бакирей. Передавать контролирующие функции перевозчикам Минтранс предлагает в следующих двух случаях — при выполнении перевозок по нерегулируемым тарифам и при получении ими в свое распоряжение всей платы за проезд пассажиров и провоз багажа. При этом гражданско-правовой штраф за безбилетный проезд или неоплаченную перевозку багажа в городском и пригородном сообщении предлагается установить в 20-кратном размере полной стоимости билета. Для всех остальных регулярных перевозок — в пятикратном размере установленного тарифа на перевозку пассажира на расстояние 100 км и в 20-кратном размере стоимости перевозки багажа. При этом должностные лица, уполномоченные региональными органами власти, должны будут продолжать контролировать оплату проезда там, где государственным или муниципальным контрактом установлена обязанность перевозчика полученную плату за проезд пассажиров и провоз багажа перечислять в бюджет. В этом случае безбилетный пассажир будет уплачивать штраф в размере, установленном региональными законами об административных правонарушениях. По словам Алексея Бакирея, первоначально в ведомстве проанализировали три варианта концепции, но все они были отвергнуты. Первый вариант — это введение на федеральном уровне единого административного штрафа. От него решили отказаться ввиду нецелесообразности администрирования такой работы федеральными органами, а также специфики регионов. Второй вариант — закрепление полномочий в этой сфере за региональными властями, но анализ опыта регионов оказался противоречивым. Третий вариант — отказаться от установления административных и ввести гражданско-правовые штрафы, которые бы администрировали сами перевозчики. Именно такая схема используется в настоящее время на железнодорожном транспорте. Как пояснил «Известиям» независимый аналитик Дмитрий Адамидов, Минтранс в данном вопросе столкнулся с типичной для России управленческой коллизией: реальные потребности транспортной системы страны не очень хорошо вписываются в созданные регулирующие нормы. Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин поддержал намерения Минтранса устранить существующие правовые пробелы в части обеспечения полноты сбора платы за проезд. — У региональных предприятий городского транспорта очень слабое финансовое положение. Даже несколько процентов дополнительной выручки — это существенно для них. Что касается штрафов, то они должны быть запретительными, чтобы лишить экономического смысла безбилетный проезд. В этом смысле 20-кратный размер штрафа — это существенный уровень, — пояснил «Известиям» Михаил Блинкин. Сейчас в 63 субъектах РФ в соответствии с принятыми региональными кодексами об административных правонарушениях установлена административная ответственность за безбилетный проезд. Штрафы колеблются от 20 рублей до 1 тыс. рублей. Так, например, в Еврейской автономной области штраф составляет 20 рублей, в Севастополе — 200 рублей, в Санкт-Петербурге — 500 рублей, в Москве и Московской области — 1 тыс. рублей. Предложение Минтранса России сейчас начинают изучать в разных регионах страны. В санкт-петербургском ГУП «Пассажиравтотранс» «Известиям» рассказали, что контроль оплаты проезда осуществляют сотрудники городского учреждения «Организатор перевозок». Полномочия кондукторов компании-перевозчика ограничиваются только предложением оплатить проезд, а в случае отказа — просьбой покинуть транспортное средство и вызовом полиции. Аналогичная ситуация и во многих других регионах — практически повсеместно распространена практика использования кондукторов. Несмотря на то что у них нет полномочий контролеров, одно только их присутствие в салоне дисциплинирует пассажиров. Член Адвокатской палаты Московской области Виктор Наумов считает целесообразным создание на федеральном уровне единого подхода к юридической ответственности за безбилетный проезд. — Подобные поправки давно надо было внести в законодательство РФ, поэтому шансы на то, что их примут, достаточно большие, — сказал «Известиям» Виктор Наумов. Подготовленным Минтрансом законопроектом предполагается внести изменения в федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Величину штрафа для «зайцев» определят законом
© Известия