Цена Украины: сколько на самом деле стоят природные запасы страны

Трамп снова удивил. «Мы намереваемся заключить сделку с Украиной, по которой они будут оплачивать нашу помощь их редкоземельными металлами и другими товарами», — заявил президент США. По данным украинских властей, в стране есть залежи 21 редкоземельного металла, отнесенного ЕС к перечню «критически важных». Но почему эти полезные ископаемые Украина не стала добывать раньше, в мирное время, существуют ли они в природе и что может получить Россия.

Цена Украины: сколько на самом деле стоят природные запасы страны
© Вечерняя Москва

Украина вдруг стала лакомым куском. США заинтересованы в получении от Украины редкоземельных металлов, заявил американский президент Дональд Трамп. По его словам, Штаты дают Киеву миллиарды долларов, а на Украине есть редкоземельные металлы, которыми необходимо обеспечить Америку.

— Мы хотим, чтобы то, что мы вкладываем, было гарантировано, — заявил Трамп.

Странно. Почему на Украине «нашлись» особо ценные природные ископаемые после трех лет военных действий с Россией и накануне неминуемого поражения ВСУ?

Карта «острова сокровищ»

— Еще в октябре 2024 года Зеленский представил так называемый план победы Украины — совершенно нереализуемый, но с хорошим «крючком» для Запада, — рассказывает политолог Евгений Мезенцев. — К плану прилагалась карта бывшей теперь уже Украины — с регионами и стоимостью природных богатств, содержащихся в каждом. Харьковская область — 685 миллионов долларов, Донецкая — 3,8 миллиарда, Луганская — 3,2 и т.д. Общая стоимость — 15 триллионов долларов. Зеленский показал, что земля, мол, у нас богатая и за помощь есть чем расплатиться.

Намек был понят правильно.

Политолог Коровин раскрыл, чем Зеленский будет расплачиваться с США

— Украинцы сидят на минералах стоимостью в триллионы долларов, которые могут быть полезны для американской экономики. Поэтому я хочу, чтобы мы продолжали помогать Украине, — заявил американский сенатор Линдси Грэм (внесен в перечень террористов и экстремистов в РФ), республиканец и активный сторонник Трампа.

Кандидат экономических наук, преподаватель МГУ Виктор Кудрявцев, пояснил:

— И отдельные государства, и ООН, и МВФ постоянно оценивают стоимость природных ресурсов разных стран, это распространенная практика. На начало 2025 года совокупная стоимость природных богатств России, например, составляла 75 триллионов долларов. США — 45 триллионов, Саудовской Аравии — 34, Канады — 33, Ирана — 27 триллионов долларов. Если Украина «стоит» 15 триллионов, то это очень хороший показатель — она входит в двадцатку самых богатых ресурсами стран мира. Но лично я в этом сильно сомневаюсь. Вся история Украины говорит об обратном.

Обратимся к цифрам. В 1990 году, накануне распада СССР, ВВП Украины составлял 293,2 млрд долларов. В 1992-м — уже 22,2 миллиарда, в 13 раз меньше. Затем он рос, потом снова падал и в предвоенном 2021 году достиг 221,9 млрд долларов — т.е. до советского так и не вырос.

— Проще говоря, Украина при капитализме стала жить хуже, чем при социализме. Страна и ее граждане, если брать «среднюю температуру по больнице», не разбогатели, а обеднели. И тут сам собой возникает вопрос: почему в момент сокращения производства и снижения уровня жизни населения Украина не начала добывать свои полезные ископаемые? Ведь это прекрасный источник дохода! — рассуждает Виктор Кудрявцев. — По идее, все возможности для добычи имеются. Если в России запасы нефти и газа, как правило, на Крайнем Севере, их трудно как добывать, так и отправлять потребителю — нужно строить трубопроводы, то на Украине и природные условия несопоставимо мягче, и потребитель ресурсов — вот он, в сотнях километров. Более того, это потребитель богатый: 450 миллионов населения Европы, премиальный рынок. Если нет технологий добычи, их всегда можно купить. Не продают — можно заключить концессионное соглашение: пусть добывают и продают, скажем, европейские компании, а правительство Украины только деньги получает за выдачу и продление разрешения. Иными словами, даже делать ничего не нужно: отдал недра в пользование и получай ренту! Плюс в любом случае для украинцев появятся новые рабочие места, плюс компании будут платить в бюджет еще и налоги — на прибыль, за аренду земельного участка и т.д. И если всего этого не произошло, значит, все не так просто и кто-то кого-то обманывает.

«Победа России»: политолог Марков оценил восстановление штата посольств РФ и США

То ли есть, то ли нет

Редкоземельные металлы США крайне нужны. Еще летом 2023 года Китай — их основной поставщик на мировой рынок — сократил, например, экспорт галлия и германия, необходимых для производства микросхем и коммуникационного оборудования. В результате цены на эти стратегические ресурсы выросли почти вдвое. Между тем, по подсчетам Геологической службы США, на Китай сейчас приходится 98 процентов всего мирового производства галлия и 60 процентов — германия. А в конце прошлого года Китай еще поддал жару: полностью запретил экспорт в США галлия, германия, сурьмы и некоторых сверхтвердых материалов — принципиальных для электронной промышленности и ВПК.

— Оружие и высокие технологии — два столпа американской промышленности, — рассуждает политолог Владимир Жарихин. — Поэтому редкоземельные металлы Штатам крайне необходимы, и, возможно, на Украину они надеются.

Директор центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко считает, что «богатство недр» Украины — ровно такая же афера, как добыча сланцевого газа. Напомним, в начале 2010-х в технологии добычи углеводородов произошла «сланцевая революция», позволившая разрабатывать в промышленных масштабах залежи газа в сланцевых породах. Сами украинцы этим заниматься не хотели, поэтому лицензии для геологоразведки и добычи газа продали западным компаниям ExxonMobil, Royal Dutch Shell и Chevron. Запасы украинского сланцевого газа, кстати, считались лишь «прогнозными». Чтобы определить реальные, нужно было вложить много денег и провести массу геологоразведочных работ. Первые две поисковые скважины, пробуренные Shell в Харьковской области, оказались «сухими» и не дали промышленного притока газа. А в соседней с Украиной Польше из 68 пробуренных скважин ни одна не дала сланцевого газа в промышленных объемах! В итоге нефтегазовые гиганты дружно свернули свои сланцевые проекты и на Украине, и в Польше.

Недра в обмен на оружие

Дмитрий Ключарев, руководитель отдела Информационно-аналитического обеспечения работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы редких металлов Института минералогии, геохимии и кристаллохимии редких элементов, пояснил, что Украина природными ресурсами в принципе богата. В Днепропетровской области, например, есть титан-циркониевые россыпи — скопления ценных тяжелых минералов, источников титана и циркония.

— Литий есть в Шевченковском месторождении на территории ДНР. Другое дело, что залежи находятся на глубине до полукилометра, добыть литий очень непросто, — пояснил Дмитрий Сергеевич. — Дело в том, что в природе есть, например, минерализованные воды с литием. Но здесь их нет, нужно строить шахты и разрабатывать литиевые жилы — это намного труднее и дороже. В принципе, каких-то уникальных запасов редкоземельных металлов на Украине просто нет. Такие же, как там, месторождения есть во многих странах мира, включая, кстати, и сами Соединенные Штаты.

Что будет с миром, если взорвать 1600 ядерных бомб для борьбы с глобальным потеплением

Эксперт привел в пример месторождение Маунтин-Пасс в Калифорнии, которое то начинают разрабатывать, то прекращают — в зависимости от мировых цен на металлы.

— Надо понимать, что в США очень дорогая рабочая сила и достаточно высокие налоги, поэтому себестоимость добычи, по определению, выше, чем на Украине, — считает Виктор Кудрявцев. — Если легко доступные месторождения редкоземельных металлов на Украине действительно есть, то Штаты эти металлы в любом случае будут получать даром — в счет уже оказанной помощи. Если исходить из логики «с паршивой овцы — хоть шерсти клок», то логика в идее Трампа — «недра в обмен на оружие» — вполне присутствует. Другой вопрос, есть ли у паршивой овцы шерсть.

А пока, похоже, с шерстью проблемы.

— Если посмотреть на представленную Зеленским карту, то выяснится, что больше половины ценных украинских ресурсов находятся уже либо на конституционной территории России, либо в прифронтовой полосе, как, например, месторождения в Днепропетровской области, — рассуждает Евгений Мезенцев. — Вполне возможно, что эта карта — намек: мол, вы нам деньги на продолжение войны, а мы для вас богатые недра отвоюем. Потому что, например, наши войска еще в начале января установили контроль над литиевыми месторождениями в освобожденном Шевченко. Почти все месторождения угля тоже теперь российские. Кстати, ВСУ пытаются недра если не защитить, то хотя бы затруднить к ним доступ. Так, отступая из Покровска (он же Красноармейск), они взорвали шахту возле поселка Удачное — одну из самых старых и ценных в регионе, добывающую коксующийся уголь. Там, кстати, несколько раз производилась модернизация. Как быстро удастся предприятие восстановить — неясно.

Между тем Трамп недавно заявил в интервью Fox News, что Украина должна гарантировать безопасность американских инвестиций, так как может однажды «стать Россией». По его словам, украинская земля имеет значительные запасы редкоземельных металлов, нефти и газа, и США, которые уже вложили в страну сотни миллиардов долларов, хотели бы получить обратно их эквивалент.

— Я хочу, чтобы наши, американские, деньги были в безопасности. Потому что мы тратим сотни и сотни миллиардов долларов. Они могут заключить сделку, могут не заключить сделку. Они могут стать Россией когда-нибудь. Могут не стать Россией, — сказал президент США в интервью.

Мюнхенская конференция по безопасности — 2025: самое важное

Американский лидер отметил, что Вашингтон выделил Украине более 300 млрд долларов, тогда как Европа — около 100 млрд. Теперь он намерен вернуть эти средства.

— Я сказал им, что хочу эквивалент 500 млрд долларов редкоземельных металлов, и они, по сути, согласились сделать это. Так что, по крайней мере, мы не будем чувствовать себя глупо. Иначе мы глупые, — констатировал Трамп.

Похоже, американский лидер фактически назвал цену Украины для России. По сути, он начал торг — как рынке, а значит, переговоры с Россией фактически уже стартовали. Что ж: если сумма названа, то от нее и следует плясать, сбивая цену.

Способ обмануть избирателя

Ростислав Ищенко резюмирует:

— Да, определенные богатства в недрах Украины, без сомнения, есть. Но верно и то, что добыть их по меньшей мере трудно. Даже если с Украиной вдруг будет заключено перемирие или мир, то как эти месторождения разрабатывать? Кто будет в разработку вкладываться? Где найти специалистов для работ в совершенно разоренной стране? Лично я считаю, что вся эта история с недрами Украины поднята Трампом, чтобы задурить голову своим избирателям. Сейчас он не может предложить ни Украине, ни России варианта мирного урегулирования, который бы устроил всех, включая сами Штаты. Значит, Украине придется и дальше помогать — пусть воюет в интересах США, ослабляя Россию. А как убедить избирателя, что деньги на Украину нужно продолжать тратить? Ведь американский redneck — житель глубинки, простой парень, сторонник Трампа — не понимает долгих и запутанных геополитических планов. Тем более таких, за реализацию которых платят из его кармана. Если же сказать, что украинцы расплатятся с нами за помощь металлами, то помощь Украине будет восприниматься как вполне понятное и, главное, выгодное для США вложение средств. Хотя на самом деле, конечно, никаких редкоземельных металлов для США не будет. Разговоры о них — дымовая завеса, за которой Трамп прячет свои замыслы.

Евгений Мезенцев не исключает и другую политическую составляющую:

— Простой сценарий: Трамп подписывает с Зеленским договор, по которому Украина обязана рассчитаться своими природными ресурсами за американскую помощь. Дескать, обязуюсь поставить одно, второе, третье в счет уже полученных миллиардов долларов. Через какое-то время заключается мир, перемирие или Украина ликвидируется вовсе — это уже не важно. И Трамп получает хороший аргумент в любом торге с Россией. Логика простая: «Зеленский продал мне ресурсы, а вы их захватили. На момент подписания договора США с Украиной эти ресурсы, по всем мировым юридическим нормам, принадлежали Украине. Так отдайте мне эти ресурсы, ведь я за них уже заплатил — вот бумага! Не хотите отдавать? Дайте что-то еще — подвиньтесь в этом или вот в том вопросе». И если мы хотим с США о чем-то договориться, а договариваться в любом случае придется, то да, будет нужно подвинуться. Так что история с ресурсами (настоящими, которые реально добыть, или мнимыми) разворачивается неспроста. Это часть большой геополитической игры, в которой Штаты хотят набрать себе побольше козырей.

Обгорелый чемодан без ручки

А что видим мы, обыватели? Мы видим, что продать, оказывается, можно все. Сначала власти Украины продали советскую собственность — президент Кучма передал ее в руки «правильным» людям. Затем власти «незалежной» продали независимость страны, отказавшись от выгодного сотрудничества с Россией в пользу своего кармана и перспектив вхождения в ЕС и НАТО. Затем продали украинскую землю, приняв закон о том, что ее можно приобретать иностранцам. Потом «во имя европейского будущего» начали продавать людей, платя за возможность воровать западную помощь их жизнями на фронте. Казалось бы — все, Украина кончилась: продавать больше нечего. Но вы плохо знаете «щирых украинцев»! Теперь они продают уже не только чернозем, но и то, что под ним — полезные ископаемые. И лично у меня уже чисто спортивный интерес — а что же можно продать еще? Воздух? Воду из Днепра? Легенду о древних украх, выкопавших Черное море? Мне кажется, Украина — живой пример того, как жить нельзя. То есть, конечно, можно, но недолго. За треть века страна умудрилась совершить, пожалуй, все возможные и даже невозможные ошибки. И каждый последующий ее руководитель был либо хуже, либо сильно хуже предыдущего. «Круче» еврея-фашиста Зеленского, мне кажется, быть уже не может. И Украина теперь, увы, не стоит ничего. Есть такое выражение — «чемодан без ручки». Так теперь этот чемодан еще и обгорелый. А что в нем — лучше и не знать. Уж точно не редкоземельные металлы.

Разрушение саркофага на Чернобыльской АЭС: последствия

Увы, «переваривать» Украину мы будем долго и тяжело. Для Штатов и коллективного Запада — это все еще актив. Пусть и изрядно разбитый, кривой, косой, но все-таки молоток против России. А для нас — огромная статья расходов, источник страданий и головной боли. На примере Украине мы поняли главное: больных на голову родственников нельзя оставлять без присмотра. Иначе они сходят с ума окончательно. Особенно если в этом помогают соседи. А еще Украина — отличный способ понять себя. Точнее, вспомнить — кто мы. Нормальные люди, которые просто наводят вокруг себя порядок, чтобы самим не превратиться в Украину, как чуть не произошло в 90-х.

КСТАТИ

К 2022 году на Украине открыто около 20 тысяч месторождений 117 видов полезных ископаемых. Из них чуть более восьми тысяч с запасами 94 видов минерального сырья имеют промышленное значение. Разработаны и выявлены залежи нефти, газа, угля, торфа, сланцев, урана, марганца, хрома и никеля, титана, магния, а также алюминия, меди, свинца. Есть золото, серебро, бериллий, литий, цирконий, кобальт, олово, вольфрам, молибден, ванадий, германий и скандий. За право разрабатывать месторождения идут серьезные войны. Так, в 2018 году бизнесмены, близкие к экс-президенту Украины Петру Порошенко (внесен Росфинмониторингом в список лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму), без тендера получили лицензии на добычу лития на месторождении в городе Шевченко. Там появилась компания Petro Consulting, которую затем переименовали в European Lithium Ukraine.

Между тем, британское издание The Economist 23 февраля написало в одном из материалов, что по данным источников, украинские власти будут вынуждены в течение сотен лет расплачиваться с Соединенными Штатами за оказанную Киеву военную помощь, если страны подпишут предложенный администрацией президента США Дональда Трампа вариант сделки по полезным ископаемым.