Дорога в небо: как изменится аэропорт Калининграда после 2027 года
Зачем Калининграду новый аэровокзал Реконструкция аэропорта Храброво в Калининградской области и строительство нового аэровокзала на его территории запланировано на 2027 год. Об этом рассказал губернатор региона Алексей Беспрозванных по итогам празднования 80-летия воздушной гавани. «Из маленького аэродрома Храброво вырос в современный международный комплекс. И это заслуга тысячи работников, всех тех, кто посвятил свою жизнь небу», – заявил губернатор. Обоснованием для реконструкции аэропорта «Храброво» является постоянно растущий пассажиропоток, рассказали «ФедералПресс» в министерстве развития инфраструктуры Калининградской области. В 2023 году количество пассажиров, перевезенных воздушным транспортом, составило 4,3 млн человек, в 2024 году – 4,8 млн человек, за 9 месяцев 2025 года это цифра превышает 4 млн человек. «Строительство нового комплекса планируется начать в 2027 году, на данный момент идет согласование «Плана развития аэровокзального комплекса» у акционеров», – отметили в ведомстве. Доктор экономических наук, доцент кафедры менеджмента и инноваций СПбГЭУ Александр Родионов в разговоре с «ФедералПресс» отмечает, что большая часть путешественников попадает в область именно по воздуху. «Интерес россиян к самой западной части России не спадает. И сегодня аэропорт полностью не справляется с нагрузками. И чем дальше, тем ему будет тяжелее. Отсюда и решение о реконструкции», – замечает Родионов. Всего реконструкция калининградского аэропорта с учетом работ на магистральной рулежной дорожке (МРД) и расширения аэровокзального комплекса может обойтись в 13,5 млрд рублей. Об этом в июне 2024 года рассказывал гендиректор Храброво Александр Корытный. По его словам, стоимость проекта реконструкции МРД оценивается в 5,5 млрд рублей – предполагалось федеральное финансирование. Обновление инфраструктуры аэровокзального комплекса примерно оценивалось в 7,5–8 млрд рублей. В 2024 году расширение инфраструктуры аэровокзала планировалось за счет средств частного инвестора – компании «Новапорт Холдинг», которая и владеет аэропортом Храброво. «На данный момент идет согласование «Плана развития аэровокзального комплекса» у акционеров», – рассказали «ФедералПресс» в «Новапорт Холдинг». Отметим, что ни в этой компании, ни в правительстве Калининградской области нашему изданию не назвали ни утвержденные сроки создания проектов, ни приблизительную сумму, в которую обойдется реконструкция Храброво. Про выбор подрядчика так же не рассказали. Сколько пассажиров принимает аэропорт Храброво Поток пассажиров в Храброво в 2024 году вырос на 11,9 % по сравнению с 2023-м, сообщили в аэропорту. При этом на направлениях внутри России поток показал рост на 12,6 % – и составил 4 728 947 человек. А вот на международных рейсах количество пассажиров сократилось на 15,4 % – до 85 448 человек. Из заграничных аэропортов прямую связь с Храброво имеет гавань в Шарм-эш-Шейхе. По итогам января-августа 2024 года АО «Аэропорт Храброво принял 3 млн 294,4 тыс. Человек. Это на 12 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. По состоянию на конец сентября 2025 года пассажиропоток калининградской воздушной гавани за год увеличился на 7,1 %. Этот результат позволил Храброво занять девятое место в общенациональном рейтинге. В аэропорту отчитались, что за девять месяцев с начала 2025 года услугами аэропорта воспользовались 4 млн 50 тысяч 316 человек. Стоит сказать, что сейчас мощности действующего терминала Храброво рассчитаны на 3,5 млн человек. Но, как прогнозируют специалисты гавани, к концу года ее пассажиропоток составит 5 млн человек. Поэтому и было принято решение о расширении комплекса при помощи возведения нового терминала в 25 тыс. кв. м. Новый аэровокзал присоединят к действующему при помощи галереи. Это позволит аэропорту обслуживать около 7,5–8 млн человек. При этом нельзя сказать, что сейчас пропускная способность калининградского аэровокзала серьезно не справляется с трафиком, отмечает в беседе с «ФедералПресс» директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин. «Храброво – вполне приличная воздушная гавань. Знаете, у нас в некоторых регионах есть такие аэропорты, которые напоминают очень ветхое жилье. Калининградский – он не такой», – говорит эксперт. В чем может быть проблема нового аэровокзала По словам Александра Родионов, если решение о возведении нового аэровокзала уже было озвучено, значит региональное правительство произвело все необходимые подсчеты и решило, что этот проект себя окупит в ближайше-средней перспективе. Михаил Блинкин же подчеркивает, что если у областного правительства появились финансовые возможности обновлять аэропорт, то это принесет исключительно пользу региону и жителям. «Это благое дело, вопрос бесспорный. Но опасный момент он в том, что на данный момент не очень понятно, на чем летать. В авиаотрасли России сейчас это главная проблема. И обсуждение строительства аэропортов и аэровокзалов обязательно упирается в нее», – замечает эксперт. Фото: ФедералПресс / Анна Миронова Иллюстрация: ФедералПресс / Светлана Возмилова