«Государство априори считает криптовалюты активом преступного характера»
Однако пока непонятно, как фискальные органы будут контролировать соблюдение закона, какие документы должны будут предоставлять добросовестные налогоплательщики для подтверждения наличия у них криптовалют и прибыли от сделок с ними. Возможно, часть этих вопросов будет снята в ходе доработки документа. Об этом мы беседуем с генеральным директором юридической компании Alfacash Никитой Сошниковым.
– Каково ваше общее отношение к данному законопроекту?
– Первое, что бросается в глаза при прочтении законопроекта, – это обилие штрафов и наказаний за недекларирование криптовалюты: 10% от наибольшей суммы поступления или списания цифровой валюты при непредставлении отчета либо представлении отчета с недостоверными сведениями об операциях с цифровой валютой и об остатках цифровой валюты; 50 тысяч рублей за непредставление декларации в установленный срок; 40% от суммы неуплаченного налога за неуплату или неполную уплату налога в результате невключения в налоговую базу прибыли (доходов) от операций, расчеты по которым осуществлялись с использованием цифровой валюты.
О чем говорят такие высокие штрафы? О том, что криптовалюты априори считаются активом преступного характера. Ведь 40% – это уровень штрафа, который предусмотрен только для умышленных налоговых правонарушений, а на практике вообще применялся крайне редко. Для криптовалюты такой уровень предлагается установить по умолчанию. Вывод напрашивается сам собой: криптовалюты предлагается считать отягчающим обстоятельством в преступлении.
Идем далее. Декларированию в налоговых целях подлежат транзакции с криптовалютой на кумулятивную сумму в 600 тысяч рублей за налоговый период (год). А теперь задумаемся: 600 тысяч рублей в год – это около 8000 долларов. Это очень низкий порог для транзакций с криптовалютой, ведь речь идет о суммарной стоимости операций за год. И тем более для криптовалютных трейдеров.
– Что изменится в части налогообложения?
– Да ничего, кроме штрафов! Физлицо и до поправок могло задекларировать любой доход, в том числе доход от операций с криптовалютами, и уплатить НДФЛ. Здесь как действовал, так и продолжит действовать общий порядок, согласно которому реализация имущества, срок владения которым менее трех лет, облагается налогом по общей ставке 13% или 15% в отношении части доходов, превышающих 5 миллионов рублей. Налоговая база определяется как разница между доходом от ее продажи и расходом на ее приобретение.
– С чем тогда связано введение столь жестких штрафов?
– Учитывая, что разработчик законопроекта – Минфин, можно предположить, что в министерстве опасаются так и не получить контроль над потоками цифровых активов. И не придумали ничего лучше, чем начать с драконовских мер в отношении владельцев криптовалют. Ведь по-другому, кроме как убедить самих владельцев задекларировать свои активы, ФНС не может узнать о криптоинвестициях. Запретов много, а инструментов влияния в отношении криптовалют мало.
Надо понимать, что у Минфина и ФНС пока нет никаких работающих инструментов для отслеживания подобных транзакций с ЦФА и цифровой валютой. Если операции с российским рублем можно отслеживать с помощью финансовых организаций, которые обязаны соблюдать предписания ЦБ РФ и сообщать о сомнительных транзакциях по счетам, то к кому могут обратиться Росфинмониторинг и ФНС, чтобы получить информацию по транзакциям с криптовалютой? К криптообменникам и криптобиржам?
Но пока нормативного базиса для прямого взаимодействия между ФНС и широким кругом обменников и бирж просто не существует. Подавляющее большинство обменных сервисов инкорпорированы в более дружественных к криптовалютам юрисдикциях, где соответствующее законодательство было принято раньше, чем в России, и у бизнеса уже сформировалось понимание, как работать с такими активами в рамках закона.
– Как фискальные органы будут получать сведения об операциях граждан с криптовалютами? Напрямую у криптобирж и обменников?
– Пока данные по транзакциям с криптовалютами могут поступать непосредственно от банков и операторов обмена цифровых финансовых активов, которые, согласно новому закону о ЦФА, должны регистрироваться и подавать заявки на включение в специальный реестр ЦБ РФ.
В будущем, скорее всего, взаимодействие с обменниками и биржами, в том числе зарубежными, будет налажено. В пользу этого предположения говорит статистика запросов правоохранительных органов в адрес зарубежных криптобирж. Российские силовые ведомства и большинство криптобирж такую статистику не раскрывают, но биржа Kraken регулярно публикует отчеты о количестве запросов со стороны властей разных стран на раскрытие информации о владельцах биржевых счетов. И, судя по отчету за 2019 год, количество запросов растет стремительными темпами – 49% только за год.
Если проводить аналогию с практикой взаимодействия ФНС и операторов электронных денежных средств, которые обязаны передавать налоговой службе информацию об электронных средствах платежа, то ситуация с операторами ЦФА явно будет развиваться в том же направлении. Пока же операции с криптовалютой становятся видимы для ФНС и Росфинмониторинга лишь в момент превращения ее в фиат.
В целом же криптовалюты – такой актив, который без особого труда позволяет скрыть реального бенефициара. Это не банковский счет, не ценные бумаги, не трастовый фонд. Достаточно знать ключи от биткоин-кошелька с монетами, а кто его зарегистрировал, как и где купил монеты, уже не столь важно.