Скованные одной связью: Роскомнадзор рассказал о самых эффективных схемах мошенников

Свыше половины россиян сталкивались с телефонными мошенниками. Наиболее уязвимы перед аферистами оказались женщины и зумеры. При этом самыми беззащитными остаются дети, выпускники детдомов, одинокие люди, старики и люди в нужде, отмечают эксперты. Чаще всего пострадавшие теряют десятки тысяч рублей, а мошенничества на сумму более 100 тыс. встречаются в 15% случаев. Примечательно, что каждый второй обманутый был уверен, что способен вовремя распознать мошенника и противостоять ему. Как избежать психологических капканов — в материале "Известий".

Кто чаще попадается на уловки мошенников

По данным Роскомнадзора, жертвами дистанционных мошенников очень часто становятся самые уязвимые категории: дети, пожилые люди и лица, находящиеся в тяжелой материальной ситуации. Пожилые люди часто испытывают дефицит общения, им не с кем посоветоваться. При этом нередко они слабо информированы по ряду вопросов, например, плохо разбираются в современных технологиях и предоставляемых им возможностях. Поэтому они с готовностью принимают "помощь" от мошенников.

Одна из новых схем, с которой пострадавшие всё чаще обращаются в Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде, созданный по инициативе Роскомнадзора, — телефонный звонок с сообщением о том, что запись к врачу в системе ЕМИАС была отменена без ведома пациента. Мошенник, представляющийся сотрудником службы поддержки ЕМИАС, предлагает срочно установить "обновленную версию приложения медицинской системы".

Ее ярлычок лишь незначительно отличается от оригинала, рассказали "Известиям" в Роскомнадзоре. После установки ПО мошенники получают дистанционный доступ к устройству и возможность вывести деньги через банковские приложения. К примеру, у москвички, обратившейся в центр в конце ноября, злоумышленники таким образом похитили 280 тыс. рублей. В настоящее время эксперты центра собирают доказательственную базу для восстановления прав пострадавшей.

Популярной у преступников остается и схема вовлечения пожилых людей в "секретные операции правоохранительных органов" методом социальной инженерии. Представляясь сотрудниками Росфинмониторинга, ФСБ или полиции, мошенники запугивают жертву, объявляя, что на нее оформлены огромные кредиты либо что ее квартиру пытаются тайно продать. Жертву просят помочь в поимке преступника. Как правило, помощь заключается в оформлении на себя "мнимого" кредита или "создания видимости продажи имущества". Полученные деньги предлагается перевести на "безопасный счет", а по окончании "секретной операции" обещают вернуть средства обратно. Здесь мошенники играют на особенностях пожилых людей, воспитанных в духе патриотизма и необходимости помогать всеми возможными способами в борьбе с преступностью. В результате нередко на человека оформляются многомиллионные займы или он остается без жилья.

Помимо схемы со звонком из медучреждений и силовых структур популярны также звонки из Социального фонда, которые приводят к похищению аккаунта на "Госуслугах".

Свои подходы у мошенников и к детям, которые в силу отсутствия жизненного опыта легко попадаются на уловки. Родители часто оформляют на ребенка банковские карты и не контролируют их использование. Мошенники связываются с таким несовершеннолетним, втираются к нему в доверие, а затем предлагают что-то купить у них по цене ниже стандартной, рассказывают в структуре Роскомнадзора. Например, цифровой контент в сетевых играх, которые так популярны у подростков. Получив деньги, они исчезают.

Так, в центр обратился житель Санкт-Петербурга. Его сын скачал популярную игру, в которой можно было за реальные деньги приобретать дополнительные функции и образы. В игре с сыном связался один из участников и предложил купить редкий и дорогой образ (skin) за полцены. Для этого нужно было перейти в мессенджер. Мальчик отправил по указанному в мессенджере номеру телефона требуемую сумму и вернулся в игру, чтобы получить купленный образ. Однако продавец вышел из игры и больше в нее не заходил, а номера телефонов, по которым мальчик с ним общался и на который переводил деньги, были заблокированы.

Опасная тенденция, которая становится всё популярнее, — использовать банковские карты несовершеннолетних, чтобы обналичить средства, похищенные во время иных преступлений. Студенты и школьники старших классов, с 14 лет получающие право самостоятельно оформлять на себя карты, — наиболее активные участники дропперской деятельности. Большинство из них не подозревают, что становятся соучастниками мошеннической схемы. Преступники пишут подростку в соцсетях и мессенджерах, убеждая выдать реквизиты банковской карты за вознаграждение или под другим предлогом. Подросток, не осознавая последствий, соглашается и в результате становится невольным соучастником противоправных действий. А это может привести к юридическим последствиям как для него, так и для его семьи.

Можно выделить среди уязвимых групп и бывших воспитанников детских домов, а также людей с ограничениями по здоровью, которые социализированы намного меньше остальных граждан, замечают в Ассоциации развития финансовой грамотности (АРФГ) при ЦБ РФ. Дропперами часто становятся и люди, находящиеся и в тяжелом материальном положении. Поневоле или осознанно включаясь в противоправную схему, они могут столкнуться с серьезными юридическими последствиями, включая возмещение ущерба. Также в зоне риска одинокие люди, и в профилактической работе с ними предстоит предпринимать много усилий, отмечают в АРФГ.

Как распознать мошенников по телефону

Вопреки установке, что на мошенников попадаются только "бабушки", практика показывает, что возраст — не определяющий фактор, рассказывают в компании PRO32. Гораздо важнее, в какой обстановке случился звонок. Самые уязвимые абоненты — те, кто спешит, загружен делами или занят важной беседой. Такие люди, полностью сосредоточенные на своем занятии, испытывают раздражение от внезапного звонка и, стремясь как можно скорее завершить разговор, иногда выдают важную информацию.

Например, представившись сотрудником сортировочного центра "Почты России", мошенник говорит, что на имя жертвы поступило письмо из госорганов, и уточняет, удобно ли будет прочитать его на "Госуслугах" или человек придет на почту. Жертва может ухватиться за возможность быстро прочитать письмо и продиктует код подтверждения. Последствия таких поспешных решений плачевные.

Руководитель службы информационной безопасности "МойОфис" Дмитрий Соколов рассказал, что в последнее время на уровне школ уже внедряются уроки по финансовой грамотности, а основы кибербезопасности (кибергигиены) можно вести в рамках уроков по информатике. Концепция обучения уже утверждена на государственном уровне. Что же касается пенсионеров и людей в нужде, то здесь ключевым моментом является работа с ними на уровне семьи и общества, замечает Соколов. Родственники должны проводить регулярные беседы, объясняя, как распознать мошенничество и что делать, если оно произошло. Социальные программы и реклама также играют важную роль — необходимо увеличивать их количество на телевидении, и особенно между передачами, которые пользуются популярностью у взрослого населения. Информация также должна быть размещена в местах, где часто бывают пожилые люди и люди в нужде. Подойдут плакаты и информационные стенды в больницах и поликлиниках.

При этом глобально процент телефонного мошенничества в общей структуре киберпреступлений снижается, полагает руководитель департамента защиты от мошенничества (Fraud Protection) компании F.A.C.C.T. Дмитрий Ермаков. Это происходит благодаря принятым операторами сотовой связи мерам, которые блокируют звонки с подменных номеров. Также на ситуацию влияет ход СВО, поскольку call-центров на Украине, откуда чаще всего и звонят, становится меньше. И все-таки телефонные звонки от мошенников по-прежнему представляют опасность для абонентов и клиентов банков.

Техники воздействия, которые используют телефонные мошенники, постоянно адаптируются с учетом политической ситуации в стране и способов противодействия на стороне банков. Например, сейчас мошенники активно используют тему СВО: они звонят и сообщают, что со счета собеседника якобы совершаются переводы в пользу ВСУ, отмечают в F.A.C.C.T.

Набирает обороты мошенническая схема с оплатой услуг ЖКХ, когда жертве присылают по почте, как обычной, так и электронной, поддельные квитанции. QR-код на бланке ведет на интернет-страницу с вредоносным кодом. Мошенники также звонят от имени оператора сотовой связи и говорят о смене тарифа или блокировке сим-карты, от имени страховых компаний названивают автовладельцам, сообщая об окончании срока страховки ОСАГО.

Во время звонков, напоминают в компании "Абсолют Страхование", злоумышленники могут обращаться по имени и даже присылать SMS якобы от имени банка.

Как не стать жертвой телефонного мошенника

Главный способ борьбы с телефонными мошенниками — не сообщать им никаких данных, а если ситуация вызывает сомнение — отправляться за решением и уточнениями в отделение банка, на почту или в полицию.

Как правило, злоумышленники реализуют схемы, которые не направлены на конкретных людей или группу, например возрастную. Они стремятся охватить как можно больше потенциальных жертв, говорит руководитель Kaspersky GReAT в России Дмитрий Галов.

— Однако в некоторых случаях мошенники действительно могут адаптировать свои легенды и делать их более правдоподобными для определенной аудитории. Например, распространять зловредное ПО под видом популярных игр, заманивать людей на скам-ресурсы, предлагая якобы легкий заработок, и т.д., — уточняет эксперт.

В Kaspersky GreAT отмечают, что всем пользователям, вне зависимости от возраста, важно следовать как минимум базовым правилам цифровой безопасности: критически относиться к крайне щедрым или пугающим сообщениям в Сети и по телефону, а также не переходить по ссылкам и не скачивать файлы из сомнительных переписок. Важно своевременно обновлять установленные программы и ОС и не скачивать приложения из неофициальных источников.

При этом крайне важно комбинировать такие меры защиты с техническими средствами — использовать защитные решения на всех устройствах (ПК и смартфоны), определители номеров.

Директор по информационной безопасности компании "Вебмониторэкс" Лев Палей приводит главную рекомендацию — перепроверять незнакомые номера. Можно сбросить звонок и перезвонить в указанную организацию или же идентифицировать номер в мессенджерах. Это поможет удостовериться, что телефонный номер действительно принадлежит заявленному при звонке ведомству или лицу.