Курсы валют
USD 64,1528 0,4721
EUR 68,4703 0,8541
USD 63,8 800 0,0025
EUR 68, 1575 0,0850
USD 63,8333 0,0000
EUR 68,08 51 0,0009
USD 64,0000 64,1300
EUR 68,2100 68,5000
покупка продажа
64,0000 64,1300
68,2100 68,5000
28.11 — 05.12
64,4500
68,2500
BRENT 54,36 0,15
Золото 1175,89 0,01
ММВБ 2128,99 −0,20
Главная Новости Аналитика Догнать XXI век: чем скоростные магистрали помогут экономике
Догнать XXI век: чем скоростные магистрали помогут экономике

Догнать XXI век: чем скоростные магистрали помогут экономике

Источник: Forbes Russia|
09:30 14 мая 2015
Развитие скоростного железнодорожного сообщения позволит остановить отток населения из крупных российских городов.
Догнать XXI век: чем скоростные магистрали помогут экономике
Фото: ТАСС

Развитие скоростного железнодорожного сообщения позволит остановить отток населения из крупных российских городов.

В России запущен крупнейший инфраструктурный проект нынешнего века — создание сети высокоскоростного и скоростного железнодорожного движения. Российско-китайский консорциум начал проектирование высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) «Москва — Казань», а 8 мая, в ходе визита в Россию председателя КНР Си Цзиньпина, был подписан меморандум, в соответствии с которым китайская сторона планирует вложить в проект до 104 млрд рублей и еще 300 млрд рублей предоставить через механизмы заемного финансирования.

Процесс пошел. Но сможем ли мы воспользоваться всеми преимуществами ВСМ и  догнать транспортные системы других стран?

Россия с проектом создания высокоскоростного железнодорожного транспорта опоздала почти на 30 лет.

Еще в начале 80-х годов прошлого столетия в СССР появились возможности для развития скоростного движения, но тогда распад страны не дал возможности их реализовать.

За это время в мире произошла настоящая транспортная революция. Хотя уместнее сказать, что революция не свершилась, она ежедневно продолжается. Только за последний месяц с разных концов света приходят новости о новых скоростных рекордах:  603 км/ч достиг поезд на железной дороги в Японии, в Китае начаты разработки движения со скоростью 800 км/ч, а преодоление рубежа в 1000 км/ч (такой проект на основе магнитной левитации есть в США) уже не кажется вымыслом фантастов. Подобные идеи постепенно становятся достоянием конструкторов и инвесторов.

За почти 200 лет, что существуют железные дороги, мы настолько привыкли к романтике в виде машинистов в красивых кителях или проводников с чаем, что с трудом можем себе представить современный поезд, фактически управляемый  роботом. Скорость на железной дороге — это не просто техническая новинка, а особая идеология развития страны. Лучший критерий истины — практика. Везде, где скорость на железной дороге стала повседневной нормой, — транспортная революция переросла в экономический бум.

Вспомним, что сегодня крупный мегаполис обречен без метро. Большие густонаселенные страны уже мало чем по своей структуре отличаются от больших городов и делятся теперь скорее не на районы-губернии, а на огромные агломерации.  Именно ВСМ, будучи своеобразным межрегиональным метро, стало основой транспортной инфраструктуры многих государств и породило понятие «гигаполисы», в которых могут проживать (пример Китая) более 100 млн человек.

Главными лоббистами ВСМ во всем мире являются даже не транспортники, а губернаторы территорий и мэры городов. В России появление «Сапсанов» и «Ласточек» (дедушек и бабушек настоящего ВСМ) уже сегодня серьезно поменяло жизнь в таких городах, как Владимир, Тверь, Нижний Новгород, Санкт-Петербург. Могу утверждать, что именно благодаря «Сапсану» в этих городах появились тысячи новых рабочих мест, стало проходить больше мероприятий, туристический поток вырос в разы. Если же повысить скорость и такт движения более чем в два раза, то мультипликативный эффект для экономики региона не сравнится ни с одним трансфертом из федерального бюджета. Перемены к лучшему заметят не только в Московской, Владимирской, Нижегородской областях, Чувашии и Татарстане. Выиграют города и регионы, прилегающие к ним.

Если говорить об общем эффекте от запуска трассы «Москва — Казань», то к 2030 году рост ВВП составит более чем 12 трлн рублей, а количество дополнительных рабочих мест превысит 350 тыс.

Как метро в мегаполисах делает новые городские районы частью города, так и ВСМ способно за очень короткий срок переломить депрессивные настроения в удаленных от центра провинциях и стать главным драйвером так нужной России экономической децентрализации, при этом стянув страну в единой целое.

Будучи губернатором крупного региона, я много раз участвовал в переговорах с потенциальными инвесторами. Одним из главных, а часто и единственным вопросом был: «А как к вам добраться?» Если регион попадает в логистическую схему, то у него будут деньги — сегодня это аксиома.

Много ли российских регионов может похвастаться хорошей логистикой? Думаю, ответ будет отрицательным.

Сеть высокоскоростных поездов в ближайшие 10 лет должна охватить почти всю центральную часть страны — это почти 100 млн человек (в том числе и большинство экономически активного населения). И одна из главных ее задач — остановить отток населения, который в некоторых городах даже центральной России достиг масштабов настоящей катастрофы. Например, такой крупный и промышленно развитый город, как Нижний Новгород, является мировым лидером среди городов-миллионников по скорости сокращения населения. Остановить центробежный процесс можно только созданием обратного движения. Но как бы здесь не увещевали и не командовали власти, выбор всегда будут делать только сами жители. Сегодня 80% работающих в Токио не живут в японской столице, а приезжают туда на поездах «Синкансэн». Схожая ситуация во Франции, Германии, Италии, а сейчас все больше и больше в Китае.

До 1970-х годов вся Франция ехала в Париж. Регионы этой страны экономически деградировали. Скорость на железной дороге смогла развернуть центробежные явления и вдохнуть новую жизнь в Лион, Тур, Марсель и другие города.

Люди отказывались от переезда в столицу из соображений собственного комфорта, у бизнеса были свои резоны — вывод офисов из дорогого центра, создание выставочных мощностей, а возможность молниеносно возить за город сотрудников и клиентов дает порой экономию, сравнимую с годовой прибылью компании. Для многих жизнь в небольшом уютном городе с хорошей экологией в большом своем доме или просторной квартире (что почти невозможно в столице) и поездка на работу в течение часа-полутора (от двери до двери) стали главными причинами не покидать провинцию, а может и переехать туда из мегаполиса.

В России дискуссия о целесообразности строительства железных дорог имеет глубокие корни. Почти 200 лет назад большинство министров Николая I изо всех сил убеждали царя, что гужевые перевозки гораздо эффективнее дорогих и очень трудозатратных железных дорог. Волюнтаристские решения императора привели к настоящему буму в развитии государства. И во многом сегодняшние границы России имеют развитую железнодорожную сеть, по которой расселилось население, до конца утвердившись на бескрайних российских просторах.

Именно поэтому эффект ВСМ необходим не только там, где и так плотность населения на квадратный километр в норме. Сибирь и Дальний Восток, благодаря ВСМ, могут получить новый импульс развития и стать мощным логистическим хабом  между Европой и Азией. Именно поэтому к проекту «Москва — Казань» проявляют повышенный интерес наши партнеры из Европы и Азии.

Но главный российский вопрос — это даже не «что делать?», а «сколько стоит?»

Создание принципиально новой транспортной услуги — дело не дешевое. Но для нас именно повышение скорости на железной дороге может стать основой модернизации страны. Появление единственного не существующего сегодня в России массового и доступного транспорта, преодолевающего расстояние со скоростью 300-400 км/ч, кардинально изменит жизнь всех наших граждан.

И очень важно, что сегодня у России появился важный и неожиданный союзник — современные технологии. У России есть уникальный шанс вступить в клуб стран с самой технологичной транспортной системой в течение ближайших лет. А так как мы стартуем во многом с чистого листа, это позволяет нам взять лучшее, что уже есть на рынке, и за очень короткий срок получить хорошую крейсерскую скорость не только на железной дороге, но и в экономике нашей страны.

Всего за 10 лет Китай создал самую большую и современную систему ВСМ в мире. Это потребовало больших усилий со стороны государства, как финансовых так и организационных. Сегодня триллионные инвестиции уже сторицей возвращаются в экономику Поднебесной.

Александр Мишарин
первый вице-президент РЖД, президент "Российской академии транспорта" 

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Аналитика
Еще от Forbes Russia