Курсы валют
USD 56,3878 0,0309
EUR 69,0243 0,2069
USD 56, 5300 0,0350
EUR 69, 3375 0,0850
USD 56, 6457 0,1630
EUR 69, 2530 0,1054
USD 56,5100 56,7000
EUR 69,1500 69,2300
покупка продажа
56,5100 56,7000
69,1500 69,2300
22.01 — 29.01
55,2000
67,7300
BRENT 69,23 −0,10
Золото 1334,68 0,02
ММВБ 2254,16 −0,06
Главная Новости Финансовые блоги Политика торговых барьеров
Политика торговых барьеров

Политика торговых барьеров

Источник: ЖЖ |

Казалось бы, у «импортозамещения» нет шансов на политическое выживание. О каком бы рынке ни шла речь, последствия ограничений импорта однозначны – в результате потребители получают меньшее количество продукта худшего качества и платят за это более высокую цену. Идет ли речь о чем-то простом – сыре или вине – или о чем-то сложном – лекарствах или программном обеспечении, последствия всегда одинаковы: потребитель платит больше за меньшее количество продукта. Конечно, кто-то выигрывает от барьеров для импорта – владельцы фирм, с продукцией которых конкурировал до запрета импорт. Но поскольку потребителей (тех, кто теряет) гораздо больше, чем владельцев фирм-производителей (тех, кто выигрывает), то импортозамещение не должно выглядеть политически привлекательным. Однако торговые барьеры воздвигались во все времена – значит, есть структурные причины для того, чтобы эта политика казалась привлекательной. В чем, действительно, дело?

 

Все дело в том, что, хотя потребителей миллионы, каждый теряет от барьера на импорт совсем мало. Например, если килограмм сыра стал стоить не 200, а 220 руб., то потери одной семьи составят в год всего 300–400 руб. – ничтожная сумма даже для самых бедных граждан. А выигрыш производителя, избавленного от конкуренции, составит миллионы рублей. Конечно, суммарно экономика проиграет – потери потребителей, умноженные на их количество, окажутся больше, чем суммарный выигрыш производителей (почему именно больше, а не столько же, объяснить на пальцах непросто: все дело в том, что в отсутствие конкуренции можно поднять цену, не увеличивая выпуск настолько, чтобы импорт полностью заместился; вот эта невыпущенная – ради того чтобы выпущенная продавалась подороже – продукция и будет безвозвратными потерями). Но тот факт, что каждый потребитель (из миллионов) теряет чуть-чуть, а владелец фирмы выигрывает очень много, дает мизерному меньшинству шанс на проталкивание выгодной ему политики.

 

Самый очевидный пример: когда министр сельского хозяйства Александр Ткачев, семья которого контролирует крупный агрохолдинг, агитирует за импортозамещение, он увеличивает прибыль этого агрохолдинга. Этот пример как будто из учебника (честно говоря, я не знаю, чем это объяснить – разве что полной дисфункцией правительства в последние три года), но более мелкие, не такие яркие примеры можно увидеть на газетных страницах просто каждый день. То здесь то там предлагается очередное ограничение импорта – и сразу видно, чей конкретный интерес стоит за этим предложением и кто будет собирать деньги с граждан.

 

Что с этим можно сделать? В нынешней ситуации, похоже, ничего не получится. Однако если понимать, что такое импортозамещение на самом деле – миллионы потребителей отдают дополнительные деньги за тот же товар нескольким десяткам и без того богатых людей, – может появиться желание что-нибудь сделать. В конце концов, теряющих от «импортозамещения» – миллионы.

 

ksonin.livejournal.com

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Еще от ЖЖ