Курсы валют
USD 63,9114 0,0373
EUR 68,5002 −0,1900
USD 63, 2275 −0,1375
EUR 68, 0750 −0,0750
USD 63,7 359 −0,0254
EUR 68, 5663 −0,0826
USD 63,6500 63,7000
EUR 68,4500 68,4000
покупка продажа
63,6500 63,7000
68,4500 68,4000
05.12 — 12.12
64,2500
68,2500
BRENT 53,01 −0,15
Золото 1173,00 −0,05
ММВБ 2160,51 −0,11
Главная Новости Аналитика Заплаты вместо зарплаты
Заплаты вместо зарплаты

Заплаты вместо зарплаты

Источник: Банки.ру|
22:30 21 сентября 2015
У российских бюджетников вновь начались проблемы с зарплатами.
Заплаты вместо зарплаты
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Работники Единого социально-расчетного центра в Забайкалье намерены приостановить работу из-за хронических задержек зарплаты с ноября 2014 года. В Мурманской области ведутся судебные разбирательства об изменении коэффициента индексации при расчете фонда зарплаты педагогов. Причем областные власти пытаются, по сути, оспорить социальные указы президента. Портал Банки.ру выяснял, как защитить свои права, если вам задерживают или не выплачивают зарплату.

 

«Никто не может сказать, когда будет зарплата»

 

Конфликт вокруг сотрудников бюджетных предприятий разгорается сразу в нескольких регионах России. В начале сентября стало известно, что шесть филиалов Единого социального расчетного центра (ЕСРЦ) в Чите планируют приостановить работу из-за задержки зарплат. Как сообщало ИА «Чита.Ру» со ссылкой на председателя территориальной профсоюзной организации сферы социальной защиты населения Забайкалья Евгению Рогалеву, работникам задерживают выплату заработной платы с ноября 2014 года.

Задержки зарплаты в подведомственных Минсоцзащиты учреждениях происходят с ноября, работники филиалов ЕСРЦ уже трижды предупреждали руководство о приостановке работы, после чего зарплату выдавали. С 17 по 20 августа нам должны были выплатить аванс, а 5–7 сентября — зарплату. Денег мы не получили до сих пор. Работники центров с трудом собрали детей в школу, у некоторых нет денег на проезд до работы и на погашение кредитов. Мы предупредим непосредственного работодателя — ЕСРЦ, исполняющего министра социальной защиты, правительство края и Минфин о приостановке работы, — цитирует агентство Рогалеву.

По ее словам, коллективы других бюджетных учреждений будут следить за реакцией правительства на действия работников ЕРСЦ.

Я не представляю, что будет, если работу приостановят сотрудники детских домов или домов престарелых, но других мер у нас просто нет. Никто не может сказать, когда будет зарплата. По трудовому законодательству мы имеем право не выходить на работу, – заявила Евгения Рогалева.

Однако на планы сотрудников ЕСРЦ прекратить работу моментально отреагировала местная прокуратура. На сайте забайкальского краевого отделения КПРФ появилась копия «Предостережения о недопустимости нарушения закона». Как отмечается в документе, прокуратура провела проверку, согласно которой задолженность перед работниками социальной сферы края за август составляет 151 млн рублей. «В случае приостановления работы работниками ГКУ «Единый социальный расчетный центр Забайкальского края» будет прекращена выплата всех мер социальной поддержки граждан, нуждающихся в особой защите, что является недопустимым», — говорится в предостережении прокуратуры. Кроме того, убеждены в надзорном ведомстве, приостановление работы филиала ЕСРЦ «может повлечь массовое негодование граждан района, получающих социальные выплаты».

У большинства граждан именно социальные выплаты являются единственным источником существования, — объясняют в краевой прокуратуре.

Одновременно в Мурманской области проходят судебные разбирательства, связанные с заработной платой работников бюджетных учреждений. Поводом стали два закона, которые были приняты областным парламентом и подписаны в марте этого года губернатором Мурманской области Марией Ковтун. Один закон касался учителей, второй – работников дошкольных учреждений. Законы пересчитывали формулу, по которой муниципалитеты получали деньги для выплаты зарплат педагогическим работникам школ и детских садов. В частности, был изменен коэффициент индексации, который применяется при расчете фонда заработной платы. В период с 2006 по 2014 год коэффициент составлял 1 или больше. В результате принятия законов коэффициент для школьных учителей стал 0,941, для воспитателей детских садов – 0,95. По данным ИА FlashNord, это привело к снижению зарплаты педагогических работников почти на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.

 

Администрация города Мурманска заступилась за учителей и воспитателей и попыталась в суде оспорить размер коэффициента индексации. Как отмечали в администрации, законы шли вразрез с «майскими» указами президента Владимира Путина. Областной суд встал на сторону работников образования – признал новые законы губернатора противоречащими федеральному законодательству и отменил их.

 

Однако правительство Мурманской области и региональная Дума подали апелляции в Верховный суд с жалобами на решение областного суда. В апелляционной жалобе говорится, что в «майских» указах Путина «нет указаний на обязательность ежегодного повышения заработной платы и на запрет снижения средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования».

Показатель средней заработной платы по субъекту РФ может как повышаться, так и понижаться, например, в связи со сложившейся ситуации в экономике государства, региона, – цитирует FlashNord апелляционную жалобу.

Таким образом, впервые в новейшей российской истории власти региона пытаются подтвердить в суде свое право в одностороннем порядке снижать зарплату бюджетникам.

 

Не платят? Можете не работать

 

Опрошенные Банки.ру юристы видят нарушения законодательства в обоих случаях. Согласно статье 142 Трудового кодекса РФ, в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы, отмечает председатель коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго. Он указывает, что не допускается приостановление работы в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении, в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, госслужащими и в ряде других случаях.

Работники Единого социально-расчетного центра не являются государственными служащими. Кроме того, в их трудовые обязанности не входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения. Поэтому данные сотрудники, письменно предупредив работодателя, вправе приостановить свою работу при наличии задержек с выплатой им заработной платы, — говорит Корчаго.

По его словам, выданное прокуратурой предостережение не основано на законе, а следовательно, не будет иметь правовых последствий в случае его невыполнения.

В указанной статье (статья 42 ТК РФ. – Прим. ред.) есть закрытый перечень случаев, когда не допускается приостановление работы. Работники ЕСРЦ не подпадают ни под один из этих случаев, а значит, могут законно использовать свое право на приостановление работы из-за задержки зарплаты, и наказать их за это нельзя, — отмечает адвокат компании «Деловой фарватер» Антон Соничев.

Руководитель отдела кадрового администрирования аутсорсинговой компании «Интеркомп» Наталия Куркина считает, что в случае невыплаты зарплаты полностью в течение более чем двух месяцев или частичной невыплаты в течение трех месяцев может быть возбуждено уголовное дело по статье 145.1 УК РФ («Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат»).

Однако в этом случае должен быть корыстный мотив преступления — руководитель мог исполнить свои обязательства перед работниками, но не делал этого из личной заинтересованности. Если же деньги на зарплату вообще не поступили из казны, то умысла на такое деяние могло и не быть, — комментирует Куркина, добавляя, что в этих обстоятельствах будут разбираться следователи.

Что касается изменений зарплаты бюджетников путем подписания областных законов, то и в этом случае законодательство на стороне работников. Как отмечает Наталия Куркина, в упрощенном виде формулу расчета зарплаты конкретного педагога сегодня можно определить как произведение базового оклада на базовый коэффициент и повышающие коэффициенты. Размер базового оклада зависит от установленного региональным законом значения так называемой базовой единицы — расчетного показателя, который не может быть ниже прожиточного минимума в данном регионе и должен ежегодно индексироваться на величину не ниже уровня инфляции. Согласно статье 8 федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», оплата труда учителей является обязанностью региональных властей и ложится на бюджет субъекта Федерации.

Нормы действующего трудового законодательства РФ не допускают сокращения размера установленной в трудовом договоре зарплаты — это является ухудшением условий труда для работника и может производиться лишь в исключительных случаях и только с согласия работника (статья 74 ТК РФ). Однако труд учителей не претерпел кардинальных технологических преобразований и не стал легче, поэтому уменьшение зарплаты явно противоречит принципам справедливой оплаты труда, — полагает Куркина.

К тому же, по словам юристов, несмотря на отсутствие в так называемых «майских указах» президента указаний на обязательность ежегодного повышения заработной платы и прямого запрета на снижения средней заработной платы педагогических работников, тем не менее данные указы принимались с целю улучшения социальной защищенности учителей и повышения престижа профессии.

В этой связи толкование правительством Мурманской области возможности пересмотра средней заработной платы по субъекту в сторону снижения, в том числе и в связи со сложившейся ситуацией в экономике государства и региона, противоречит духу и целям документа, принятого президентом РФ, — заявляет Евгений Корчаго.

Опять перестройка?

 

Ситуация с просроченной задолженностью по заработной плате действительно постепенно ухудшается, хотя пока и не приобрела значительных масштабов. Госдолг субъектов РФ с 2012 года начал расти и превысил в 2015 году 2 трлн рублей.

 

По словам управляющего по исследованиям и анализу долговых рынков Промсвязьбанка Александра Полютова, социальная нагрузка на регионы возросла после майских указов президента, требовалось повышать зарплату бюджетникам, что усугубилось экономическим спадом. В итоге регионы в отсутствие дополнительных доходов начали корректировать расходные статьи, отдавая предпочтения социальной направленности, а также были вынуждены занимать для покрытия дефицита бюджетов.

 

По данным официальной статистики, на 1 июня 2015 года объем суммарной задолженности по зарплате в России составил 3,27 млрд рублей. Почти 95% задолженности образовалось ввиду отсутствия у организаций собственных средств. Причем активно растет задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней, указывает аналитик ИХ «Финам» Анатолий Вакуленко.

 

«Безусловно, ухудшение платежной дисциплины как коммерческих, так и государственных организаций связано с ухудшением экономической конъюнктуры. Если говорить о последних, следует отметить резкое снижение уровня бюджетных доходов ввиду продолжительного нахождения цен на нефть на исторических минимумах за последние годы, негативного влияния экономических санкций и общего ухудшения делового климата», — считает Вакуленко. По его словам, наибольшее снижение доходов региональных бюджетов произошло именно по налогу на прибыль предприятий.

Федеральные власти тоже не в состоянии оказывать масштабную поддержку, особенно в условиях секвестирования бюджета. В таких условиях регионам нужно постараться удерживать дефицит бюджета в рамках разумного по большей части своими силами, — полагает аналитик.

По его мнению, важно разработать четкую стратегию по привлечению инвестиций в регионы, а также продолжать работу по повышению эффективности экономики, снижению административных барьеров и формированию благоприятной инвестиционной среды.

 

Директор по региональным рейтингам агентства RusRating Антон Табах указывает, что особенно болезненна ситуация с долгами по зарплате бюджетникам в дотационных регионах, к примеру на Северо-Западе России и в Сибири. «Потребовавшие роста зарплат «майские указы» не были подкреплены доходной базой и создали потенциал для долгов, а автономизация школ и перевод медицины на одноканальное финансирование привели к усложнению чрезвычайных выплат. Например, в Забайкалье средства, направленные на выплату долгов учителям, были арестованы на счетах школ за долги по ЖКХ. Красивые законодательные концепции от разных ведомств, сойдясь вместе, привели к отягощению и без того сложной ситуации», — обозначает проблему Табах. Одной из мер, по его словам, могло бы стать выделение средств из бюджетов, что уже ограниченно применяется.

 

В Промсвязьбанке отмечают, что безвозмездные перечисления из федерального центра для регионов в 2015 году по плану составят 1,2 трлн рублей, хотя не исключено, что по факту они могут быть больше, как это произошло в 2014 году.

Простого пути решения этой проблемы нет. Внедрить эффективный менеджмент в такие предприятия почти невозможно. Может быть, помогло создание отдельных коммерческих структур на базе этих предприятий, как это было во времена горбачевской перестройки, – считает генеральный директор компании «Фаст Финанс» Дмитрий Коршунов.

Анна БРЫТКОВА, Banki.ru

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Аналитика
Еще от Банки.ру