Курсы валют
USD 63,3028 −0,0873
EUR 67,2086 −1,0372
USD 62, 4950 −0,0350
EUR 66,0 500 0,0350
USD 62,2169 0,0000
EUR 65,5740 0,0000
USD 63,1200 63,0000
EUR 67,1000 66,4000
покупка продажа
63,1200 63,0000
67,1000 66,4000
05.12 — 12.12
63,9800
68,2800
BRENT 54,36 0,11
Золото 1157,93 −0,12
ММВБ 2208,53 0,36
Дизайн–рефрейминг

Дизайн–рефрейминг

Источник: ЖЖ|
10:35 5 октября 2015
Наверняка многие из вас знакомы с понятием «рефрейминг».
Дизайн–рефрейминг
Фото: depositphotos.com

Наверняка многие из вас знакомы с понятием "рефрейминг". Если постараться объяснить коротко и образно, то внутри компании вы работаете с тем, что попадает в вашу рамку (frame), в ваше поле зрения. Это технологии, это модели организации, это видение рынка. Они – как памятная фотка на фоне Эйфелевой башни. Но порой самое интересное происходит за этими рамками, поэтому их нужно иногда менять – ведь напротив Эйфелевой башни есть Трокадеро, не менее примечательный. И перенос рамки, который означает сменую её внутреннего содержимого, позволяет серьезно пересмотреть подходы к бизнесу. А увеличение количества таких рамок до четырех (если следовать, например, книге Ли Болмена) способно помочь сформировать максимально подходящую вам структуру компании (структуру принятия решений), обратив недостатки в преимущества и посмотрев на свой бизнес иначе.

 

В чем связь между организационной структурой и дизайном? Казалось бы, что дизайн – это то, чем посыпают сверху продукт для придания ему привлекательности в глазах потребителей. Это – подход американской дизайн–школы, который устарел лет так не пятьдесят, с тех времен когда автомобили, холодильники, радиоприемники и паровозы были похожи друг на друга. Тему альтернативного значения я уже поднимал неоднократно, рассказывая про его роль в соврменном маркетинге и влияние на бизнес вообще здесь и здесь, например. Так же мы задевали тему "дизайн–мышления", которая лично мне кажется крайне конъюнктурной. Увлечение ей в представленном свете – бессмысленная трата времени. И вот почему.

 

Нельзя сформировать среду, способствующую дизайн–мышлению там, где бизнес не строится вокруг дизайна. Посмотрите на всех уже доставший пример Apple. Послушайте о чём рассказывает Джонотан Айв. Он говорит не просто о выдающимся внешнем виде или особом опыте пользования: он говорит о том в какой системе координат проектируются продукты компании. Я уже приводил пример, как из одной заготовки получаются корпус для iMac и MacBook – размеры подобраны таким образом, что вырезанная сердцевина корпуса десктопа (место под дисплей) становится корпусом ноутбука. Это дизайн, который минимизирует стоимость, снижает издержки, улучшает экологичность и, в конце концов, делает продукт более доступным. Это то самое "бережливое производство", про которое так любят говорить. И его задачи не решить без использования инструментов дизайна.

 

Теперь представьте себе организационную работу, результатом которой станет такой подход. Сколько служб необходимо зайдествовать для того, чтобы получить слаженный результат. Начиная от финансистов и заканчивая экологами (или наоборот). Это по–сути и есть дизайн-мышление (design thinking) не в виде заботы о человеке через раннее прототипирование его опыта пользования. Это куда больше. Скорее это настоящая замена marketing thinking внутри компании. Мышление ценностями потребителя подменяется мышлением потребительским опытом. Но как этого достичь? Ответ прост: перекроив всю организационную структуру и изменив подход к оценке своей работы, внедрив новую систему ценностей. Это, в определениях Ли Болмена, и есть самый что ни есть "символический фрейм", отвечающий за внутреннюю культуру и системное мышление внутри компании.

 

Почему это важно? Всё очень просто. И об этом я так же писал – людей перестают волновать технические и технологические преимущества. Вспомните закон Мура. Скорость роста технических характеристик продукта значительно превышает скорость роста потребностей. Еще 12-13 лет назад общаясь в "дизайнерском междусобойчике" мы говорили о том, что компьютер перестал ограничивать скорость творческого процесса (для, например, графических дизайнеров или создателей сайтов): голова за ним не успевает. А значит и все обновления, начиная с того момента, не носят характер технологических усовершенствований – это лишь комфортность работы. А она совершенно не привязана к цифрам и измеряется иными характеристиками... И отсюда понятно, почему инструментальный анализ может показывать подваляющее преимущества одного продукта, а динамика продаж и доля рынка – преимущества совершенно другого. И вполне объяснимо, что далеко не все продукты с выдающимися характеристиками востребованы. И влияние дизайна в этом процессе все продолжает увеличиваться.

 

Получается, что вместо фантика и обертки, в которую запаковывают высокие технологии и инновационные решения, дизайн становится не просто самостоятельной ценностью. Он становится важным атрибутом не рекламы, не маркетинга, а менеджмента. Про дизайн как стратегию я писал уже больше года назад, а мысли о концепции total design с Сергеем Хромовым-Борисовым мы обсуждали еще в далеком 2004-м, в давно минувшую эру e-xecutive.ru. Пора возвращаться и переосмыслять )

 

slavinsky.livejournal.com

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Еще от ЖЖ