Социалку повышаем, о развитии не забываем

На прошлой неделе в Цифровом деловом пространстве на Покровке прошли публичные слушания по проекту бюджета Москвы на 2020–2022 годы. Первые выводы: будущий бюджет имеет социальную направленность. Об этом «Аргументы недели» уже сообщали (см. материал «Проект бюджета Москвы» №43). Судите сами: 1, 7 трлн руб., или 53, 3% расходов, запланировано как раз на цели социального характера (социальная поддержка, здравоохранение, образование, культура, спорт, а также отдельные мероприятия других гос­программ). КРОМЕ того, впервые за всё время существования столичного парламента проект бюджета Москвы обсуждался так тщательно, подробно и открыто. Большой зал не смог вместить всех зарегистрировавшихся; для тех, кому не хватило места, были организованы трансляции, а вопросы участников собирали волонтёры. Зарегистрироваться могли все желающие на сайте Общественной палаты Москвы. Всего в слушаниях приняло участие более 1100 человек. Напомним, что 30 октября было первое чтение бюджета, потом обсуждение, а окончательно он должен быть принят до 1 декабря. – Бюджетная и налоговая политика на предстоящий трёхлетний период сохраняет преемственность целей и задач, учитывает прогнозируемые изменения, ориентирована на обеспечение условий для дальнейшего социально-экономического развития Москвы в соответствии со стратегическими целями и задачами государственных программ города. – Представленный проект московского бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов соответствует требованиям Бюджетного кодекса РФ, законодательству города Москвы, а также стратегическим документам регионального и федерального уровней. Он обеспечивает рост качества жизни граждан, стимулирует экономический рост и может рассматриваться как бюджет развития, – заявила на слушаниях руководитель департамента общественных финансов Федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Светлана Солянникова. Надо также учитывать, что кроме самого пленарного заседания и слушаний депутаты предварительно рассмотрели бюджет на комиссиях Мосгордумы по экономической и социальной политике, по здравоохранению и охране общественного здоровья и комиссии по образованию. И выбор этих комиссий неслучаен, так как, повторимся, этот проект бюджета отличает резкий рост бюджетных вливаний именно в социальную сферу. Вместе с тем, как отмечалось ранее, кроме социальной направленности бюджет мегаполиса нацелен и на дальнейшее развитие города. Если оперировать цифрами, то расходы на мероприятия развития в 2020 г. составят 1278, 9 млрд рублей, или 40, 6% расходной части бюджета. В бюджет развития включены Адресная инвестиционная программа города Москвы (663, 9 млрд рублей) и мероприятия развития: капитальный ремонт, приобретение оборудования, подвижного состава, мероприятия по комплексному развитию районов, взнос в фонд реновации (615 млрд рублей). По-прежнему основным приоритетом бюджета развития являются расходы на решение транспортных проблем Москвы. На строительство метро, дорог и прочих транспортных объектов планируется направить в 2020 г. 435, 8 млрд рублей, на закупку подвижного состава – 74, 1 млрд рублей. Всего – 509, 9 млрд рублей. На финансирование программы реновации в 2020 г. выделят 103, 3 млрд рублей. В проекте бюджета также предусмотрены средства на продолжение реализации программы «Мой район», задача которой – создание комфортной городской среды в каждом районе столицы. Стабильность же доходной базы городского бюджета обеспечит глубокая отраслевая диверсификация экономики. В Москве нет бюджетообразующих отраслей, а потому поступления равномерно распределены по широкому спектру видов деятельности. Экспертное сообщество также высоко оценило проект бюджета: – Интересующие меня программы по транспорту и городской среде вполне разумны и по деньгам, и по объектному перечню. Будет 27 новых станций метрополитена за три года, то есть за всю историю Московского метрополитена таких темпов не было, и эти темпы будут продолжены, – подтвердил «АН» свою высокую оценку проекта директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. Кроме того, стабильно растёт вклад малого и среднего бизнеса в формирование доходной части бюджета. Ожидается, что поступления этого сектора составят около 25% доходов бюджета, что в 1, 6 раза превысит поступления от организаций – крупнейших налогоплательщиков. – Такой рост был достигнут за счёт инвестиций в городскую среду, которые заложены в госпрограммах развития Москвы, – резюмировал председатель Московской городской думы Алексей Шапошников. – То есть, вкладывая средства в строительство дорог, станций метрополитена, развивая инженерную инфраструктуру, создавая комфортные общественные пространства, город не только решает проблемы с транспортной доступностью, но и даёт возможность развиваться экономике. Для сравнения: в 2011 г. вклад субъектов малого и среднего бизнеса составлял около 10% доходов бюджета Москвы. Справка «АН» – Расходы на государственные программы развития образования вырастут на 25, 8%, здравоохранения – на 30, 4%, спорта – на 63, 7%, социальной поддержки жителей – на 18, 4%. – Непосредственно на оказание мер социальной поддержки москвичей в денежной и натуральной формах (доплаты к пенсиям, льготы на проезд в общественном транспорте, на оплату жилищно-коммунальных услуг, лекарственное обеспечение и многие другие) в бюджете предусмотрено 495, 3 млрд рублей. По сравнению с 2019 г. эти расходы увеличатся на 19%. – Проект бюджета сформирован в условиях устойчивого роста экономики на 2–3% в год и низких темпов инфляции на уровне 3, 7% ежегодно. Ожидается, что в 2020 г. доходы городского бюджета увеличатся на 8%, а в 2021 и 2022 гг. прогнозируется рост на 9, 5% ежегодно.

Социалку повышаем, о развитии не забываем
© Аргументы Недели