Войти в почту

Опиум, литий и Китай: на что будет жить Афганистан после ухода США

Объем экономики Афганистана, унаследованной Талибаном (организация запрещена в РФ) составляет примерно 20 млрд долларов США. "Рамблер" поговорил со старшим преподавателем школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андреем Чупрыгин о том, на какие средства будет жить и строить свою государственность захватившее власть в стране движение.

"Экономика объемом примерно 20 млрд долларов, если считать по ВВП. Это уровень капитализации какой-нибудь одной крупной компании в сфере IT", - заявил он.

В то же время, эксперт подчеркнул, что речь только об официальных данных, в то время как экономика Афганистана, как и любой страны Третьего мира, содержит в себе большой теневой сектор.

"Это не включает в себя, например, продукцию сельского хозяйства в сельской местности, которая производится для собственного потребления. Речь и о натуральном хозяйстве, и о местных рынках. Не учитывается также и контрабанда, которая идет из ближайших стран".

Полезные ископаемые

Важной статьей дохода Афганистана остается так называемая "бандитская" разработка полезных ископаемых. В первую очередь, лазурита.

"По оценкам Financial Times, талибы реализовывали лазуритов примерно на 400 млн долларов в год. Правительство тоже добывало его, причем методы там не сильно отличались, им около 200-300 млн долларов удавалось заработать в год".

На территории страны также расположены большие запасы меди, которые привлекают инвесторов из Китая. Впрочем, хотя переговоры и велись еще при правительстве Карзая, больших успехов китайцы не достигли.

"Там один только министр природных ресурсов запросил взятку в 30 млн долларов, талибы их тоже трясли, облагали дорожным налогом".

Одним из важнейших для современной экономики ресурсов на территории страны является литий. Его используют практически для всех современных гаджетов, а количество стран с разведанными ресурсами можно пересчитать по пальцам одной руки.

"Многие говорят, что Афганистан мог бы стать "литиевой Саудовской Аравией". Я в этом сильно сомневаюсь, потому что это требует просто колоссальных инвестиций. Залежи расположены в труднодоступных местах, в стране очень неспокойно, и вряд ли сейчас найдутся желающие вкладывать миллиарды долларов в сложную добывающую промышленность в стране, в которой не думает заканчиваться гражданская война"

Опиум и амфетамин

Важнейшим источником доходов для Афганистана с 19 века является производство наркотических веществ. В первую очередь, это опийный мак, производство которого в стране в начале 2000-х составлял до 70% от общемирового. В последние годы, к этой традиционной культуре добавился амфетамин.

"Это давняя история, она уходит корнями еще в британский период. Это продукт, который обеспечивает существование целых деревень, кланов, регионов. Занимались этим и правительство в Кабуле и талибы. Мне кажется адекватной оценка в 1 млрд долларов дохода в год, начиная с 2016 года. То есть в тот период, когда талибы еще не контролировали всю страну".

Налоги и сборы

Даже до отступления войск США и падения проамериканского режима в Кабуле Талибан контролировал примерно 70% территории страны. Группировкой был налажен относительно эффективный сбор налогов, в том числе религиозных выплат.

"The Financial Times проводил исследования, согласно которому 1 млрд долларов от продажи опиатов не был основой дохода Талибана. Гораздо большие суммы они получали с транспортного налога, налога на коммерческие структуры, провоз нефтепродуктов. Плюс мусульманская десятина, которую платили почти все на подконтрольных территориях. Я думаю, что тут точных цифр никто не знает, талибы бухгалтерские книги не публикуют. Но оценка звучала такая, что приносило это больше продажи опиатов"

Шелковый путь

Сомневается Чупрыгин и в способности ветки "Нового Шелкового пути" из Китая в Пакистан внести серьезный вклад в экономику Афганистана. Во-первых, на пути проекта стоит вопрос безопасности. Во-вторых, сам по себе путь - скорее политический жест поддержки Пакистана, нежели серьезная торговая артерия.

"Тут ключевое слово "если". Я думаю, что они не смогут организовать безопасность "Шелкового пути". Китай в этом заинтересован как в пути в Пакистан, поддержка Пакистана направлена на то, чтобы тревожить Индию, являющуюся стратегическим противником Китая. Но экономически это не настолько мощный маршрут, чтобы обеспечить регион".

Утечка мозгов

Важным фактором, подрывающим перспективы афганской экономики является бегство из страны квалифицированных кадров. Большинство людей, получивших образование в последние годы так или иначе взаимодействовали с США или правительством в Кабуле, и сейчас чувствуют угрозу для себя и своих близких

"Большинство адекватных специалистов сейчас уже либо бежали, либо пытаются бежать из страны. А для того, чтобы развивать экономику они нужны".

В целом Чупрыгин считает, что талибы не имеют адекватной экономической программы и вряд ли смогут в ближайшие годы существенно изменить уровень благосостояние в стране.

"Все существует на уровне лозунга, что ислам - решение всему. Программы экономической или социальной за этим лозунгом нету".

О том как изменится жизнь простых афганцев, какие запреты, правила и ограничения введет Талибан читайте в материале "Рамблера".