Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Борьбе с отмыванием уточнили правила

Нормы для профучастников приблизили к банковским
Борьбе с отмыванием уточнили правила
Фото: КоммерсантКоммерсант
уточнил требования к идентификации клиентов для некредитных финансовых организаций. Документ сближает требования по соблюдению антиотмывочного закона с аналогичными требованиями для банков. Несколько норм, которые ранее, по сути, были невыполнимы из-за нечетких формулировок в законодательстве, получили понятное описание. Однако часть замечаний сообщества пока осталась неучтенной.
В начале недели Банк России опубликовал указание "Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ)". Новые нормы начнут действовать уже в октябре 2016 года. Как отмечает руководитель компании "Корпоративные юристы Смысловы" Павел Смыслов, "на практике ранее действовавшие правила идентификации вызывали у профучастников серьезные затруднения, кроме того, они отставали от норм действующего федерального законодательства". По его словам, результатом было большое количество предписаний и штрафов со стороны проверяющих органов. Так, например, компании были обязаны устанавливать выгодоприобретателей для юрлиц-нерезидентов, желающих открыть у них счета. "Даже если счет открывал крупнейший международный банк, нам приходилось запрашивать эту информацию. Но получить же ее было в принципе невозможно,-- подтверждает руководитель комплаенс-контроля ГК "Атон" .-- Теперь же, если счет открывает банк-нерезидент из стран , имеющий определенную рейтинговую оценку, выявлять бенефициаров не надо". По ее словам, фактически уравнивается российское и международное регулирование.
Уточнены и способы сбора идентификационных данных. Так, некоторые сведения (например, номер мобильного телефона или адрес электронной почты) теперь можно принимать от клиента в устном виде. "Это право уже допускалось ЦБ для кредитных организаций. Новое указание устраняет правовую дискриминацию между различными типами финансовых организаций",-- поясняет заместитель гендиректора по внутреннему контролю "Алор+" Сергей Николюк. Кроме того, решена давняя проблема источников информации о клиентах -- их количество значительно расширено. "Указание дает возможность проводить идентификацию и обновление информации о клиентах, в том числе на основании сведений, содержащихся в информационных системах и Фонда обязательного медицинского страхования, сведений из единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Это, безусловно, сильно упростило бы нам исполнение требований закона, но если бы мы имели доступ к таким источникам",-- отмечает гендиректор Независимой регистраторской компании Вадим Протасенко.
Новые правила прописаны и для процесса обновления идентификационной информации, которую в силу закона финансовые компании обязаны проводить раз в год. Особенные затруднения это вызывало у регистраторского сектора, поскольку в компаниях этого типа аккумулируются данные огромного количества (у крупнейших участников рынка -- до нескольких миллионов) физических лиц. "При обращении акционера к регистратору мы вносим обновленную информацию в реестр. Но инструментов, которые могли бы заставить акционеров предоставлять актуальную информацию, у регистратора нет",-- поясняет гендиректор регистратора "Статус" . Необходимость обновлять данные раз в год осталась, но теперь можно "отложить" обновление данных о клиенте, который не совершает никаких операций. "Теперь в таких обновлениях появился смысл. Мы будем запрашивать у клиента информацию перед тем, как он захочет совершить какую-либо операцию. И не будем думать, как и зачем заново идентифицировать миллионы "спящих" акционеров",-- подтверждает господин Протасенко.
Впрочем, ряд предложений в процессе обсуждения проекта указания регулятором так и не были учтены. Например, отмена необходимости заносить в досье клиента результаты каждой проверки наличия или отсутствия его причастности к экстремистской деятельности. "Каждую неделю данные сверяются с данными . И каждый клиент получает 52 отметки в досье о результатах этих проверок. Мы предлагали оставить такую обязанность только в том случае, если проверка дала положительный результат -- то есть выявила причастных к экстремистской деятельности лиц. Но это предложение не было учтено",-- говорит контролер одного из крупных профучастников.
Мария Сарычева