Курсы валют
USD 63,3901 −0,5213
EUR 68,2458 −0,2544
USD 63,3 600 0,0050
EUR 67, 2650 −0,0925
USD 63,28 59 −0,0002
EUR 67,16 73 −0,0026
USD 63,2700 63,5200
EUR 68,1000 67,7500
покупка продажа
63,2700 63,5200
68,1000 67,7500
05.12 — 12.12
63,0000
67,1000
BRENT 53,87 0,46
Золото 1171,50 0,05
ММВБ 2205,07 0,50
Главная Новости Аналитика Изменился механизм возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям
Налоговики смогут возбуждать уголовные дела по заявлению от любого лица

Налоговики смогут возбуждать уголовные дела по заявлению от любого лица

Источник: rg.ru|
02:55 20 января 2015
Федеральный закон N 308-ФЗ отменил действовавший ранее порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям
Налоговики смогут возбуждать уголовные дела по заявлению от любого лица
Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Федеральный закон N 308-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ" отменил действовавший с 6 декабря 2011 года порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям. Ранее основанием для возбуждения уголовного дела, связанного с налоговыми преступлениями, могли являться материалы, которые направлялись налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения следователем вопроса о возбуждении уголовного дела.

Интересным является тот факт, что введенные изменения уже существовали в Уголовно-процессуальном кодексе РФ (УПК РФ), как раз до введения Федерального закона N 407-ФЗ от 6 декабря 2011 года, и были отменены этим правовым актом.

Авторы принятого закона подчеркивают, что действовавший с декабря 2011 года порядок являлся одной из главных причин, почему эффективность раскрытия налоговых преступлений оставалась на крайне низком уровне. Применение нового порядка возбуждения дела привело к реальному снижению фактов выявления налоговых преступлений. Очевидно, что действительной причиной этого являлось определенное ограничение полномочий следователей, что в конечном итоге, вероятно, снизило количество вариантов и путей для произвола.

Но поскольку решение уже принято и изменения вступили в силу, попытаемся проанализировать нововведения на предмет их достоинств и недостатков. Одним из главных аргументов законодателя является то, что отмена вновь введенных положений оказала негативный эффект на сферу уголовных преступлений: это затруднило использование в уголовном процессе результатов оперативно-разыскных мероприятий, которые проводятся уполномоченными органами в рамках борьбы с налоговой преступностью.

Возникает вопрос: на смену чему пришел новый порядок? Остановимся на механизме, который действовал до введения изменений. По общим правилам, установленным п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, дела о налоговых преступлениях по статьям 198 - 199.2 УК РФ подследственны Следственному комитету РФ. До внесения изменений в УПК РФ основанием для возбуждения дел такого рода являлись материалы, которые направлялись следователю налоговым органом, в соответствии с утратившей силу ч. 1.1. ст. 140 УПК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о налоговых преступлениях. На налоговые органы в случае выявления неуплаты налогов в размерах, из которых есть основания предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, ложится обязанность направлять следователям в течение 10 дней со дня выявления указанные материалы.

Такой порядок видится вполне обоснованным, поскольку Федеральная налоговая служба - это уполномоченный государством федеральный орган исполнительной власти в сфере налогов и сборов, сотрудники которого обладают нужными навыками, позволяющими дать квалифицированную оценку документам на предмет их соответствия налоговому законодательству. Немаловажным является и то, что сотрудники ФНС заинтересованы в обеспечении собираемости налогов.

Нельзя не сказать и о таком важном праве налогоплательщика, как обращение в суд с иском о признании решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности недействительным, которое, судя по всему, будет утрачено при нынешних условиях. При прежнем порядке суд имел право по ходатайству заявителя принимать обеспечительные меры по поданному заявлению, а именно приостановить действие решения. Срок погашения недоимки, по истечении которого налоговая инспекция обязана была передать материалы следователю для возбуждения уголовного дела, также приостанавливался на весь период действия указанных обеспечительных мер.

Действовавший до внесения изменений в УПК РФ механизм возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям был достаточно мотивирован, конструктивен и имел некую ориентацию на предоставление недобросовестному налогоплательщику возможностей по уплате недоимок. С одной стороны, это давало налогоплательщику возможность продолжать осуществление хозяйственной деятельности, с другой - государству не потерять источник финансовых поступлений в бюджет. Жесткая регламентация налогового контроля как такового, а также взаимодействие органов следствия и ФНС оставляли меньше возможностей для так называемого нажима на предпринимателей сотрудниками силовых структур. Это особенно важно после заявленных Владимиром Путиным 4 декабря 2014 года в ежегодном Послании Федеральному Собранию предложений об ослаблении давления на бизнес в целом.

С 22 октября 2014 года поводом для возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям фактически может быть сообщение о преступлении от любого лица. При этом можно предположить, что будет создано два принципиально различных алгоритма поведения недобросовестного налогоплательщика. Так, если недоимка будет выявлена органами ФНС, то это влечет за собой дополнительные возможности налогоплательщику для защиты своих прав в суде и надлежащей ликвидации недоимки. Важным обстоятельством является то, что в этой ситуации экономическая деятельность конкретного индивидуального предпринимателя или юридического лица может продолжаться. В том случае, когда информация о налоговых преступлениях выявляется следователями СК РФ, решение о возбуждении уголовного дела будет приниматься в обязательном порядке. А после возбуждения уголовного дела следователь, имея право на осуществление обысков, выемок, допросов, а также применение различного рода мер пресечения, таких как подписка о невыезде, домашний арест и прочее, фактически прекращает функционирование корпорации или деятельность предпринимателя, что отрицательно скажется на экономических процессах и экономическом климате страны, крайне важном для привлечения иностранных инвестиций и развития экономики.

Единственное эффективное средство защиты от уголовного преследования и, как следствие, прекращения хозяйственной деятельности для предпринимателя - это полная и своевременная уплата налогов и сборов в установленном законом порядке.

Сергей Никитенко, адвокат, заместитель управляющего партнера адвокатского бюро "Шабарин и партнеры"

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Еще от rg.ru