Курсы валют
USD 57,5118 −0,0588
EUR 67,8927 −0,0406
USD 57,4 825 −0,0150
EUR 67, 7400 0,0525
USD 57,5 120 −0,0470
EUR 67,7 738 0,0282
USD 57,4700 57,6500
EUR 67,7500 67,9800
покупка продажа
57,4700 57,6500
67,7500 67,9800
23.10 — 30.10
57,5000
67,9800
BRENT 57,75 −0,33
Золото 1274,37 −0,05
ММВБ 2071,83 0,04
Главная Новости Деньги ОАО РЖД подрежут экспортные доходы
«РЖД» подрежут экспортные доходы

«РЖД» подрежут экспортные доходы

Источник: Ъ-Газета |

ФАС и ОАО РЖД договорились о том, на каких условиях будет продлена экспортная надбавка к тарифу монополии. Она будет снижена с нынешних 13,4%, по данным "Ъ", обсуждается уровень 10%. Но, по мнению источников "Ъ", просто продлить надбавку будет непросто. Она вводилась на основании наличия "узких мест" на экспортных направлениях, и теперь придется признать, что за два года проблема так и не решена. Альтернативный вариант — либо заявить, что доходы ОАО РЖД от надбавки не коррелируют с расшивкой "узких мест", либо вообще пересмотреть основания для локального повышения тарифа.

 

ФАС и ОАО РЖД договорились о продлении экспортных надбавок к тарифу в размере 13,4%, срок действия которых истекает в январе 2017 года, сообщил в четверг глава службы Игорь Артемьев. "Они будут ниже, чем сегодняшние",— заявил он, но не дал уточнений, пояснив, что "правительство не принимало решения". В ФАС и ОАО РЖД новый предел не комментируют. Но два источника, знакомые с ситуацией, пояснили "Ъ", что обсуждается снижение тарифной надбавки до 10%. По словам одного из них, еще непонятно, насколько окончательна эта цифра. Ранее господин Артемьев говорил о серьезном снижении — "примерно вдвое".

 

ОАО РЖД в 2013 году получило право на "тарифный коридор" — повышение регулируемого тарифа до 13,4% или снижение до 12,8% (позже нижний предел был увеличен до 25%). В начале 2014 года монополия ввела максимальную надбавку для всех экспортных грузов. Послабления дали энергоуглю (недавно отменены) и небольшому перечню других грузов.

 

Но изначально экспортная надбавка вводилась в соответствии с п. 15.4 правил тарифного коридора, принятых в январе 2013 года ФСТ. Они предусматривали возможность введения надбавки при наличии ограничений пропускной способности на отдельных участках инфраструктуры. В правилах прописаны и жесткие критерии — превышение нормативного уровня загрузки (85-91% в зависимости от типов линий), наличие альтернативных железнодорожных маршрутов и утвержденной программы развития пропускной способности участка. Для такой надбавки установлен предел срока действия — два года.

 

Когда ОАО РЖД этой осенью хотело продлить действие надбавки, рассчитывая получить от этого 40 млрд руб. в 2017 году, предлагалось ограничение по срокам просто исключить. Но, говорит один из собеседников "Ъ", этого может не хватить, ведь если продлевать введенные надбавки по тем же основаниям, то придется либо признать, что никакой работы с "узкими местами" за эти годы не проведено, либо как-то узаконить направление вырученных от надбавки средств на иные цели. Приказ ФСТ требовал направлять допдоходы ОАО РЖД от надбавки на развитие инфраструктуры, но прямо не обязывал развивать именно те участки, из-за которых повышен тариф, замечает источник "Ъ".

 

Вопрос адресного использования полученных средств уже поднят на высший уровень: по итогам заседания межведомственной рабочей группы 14 ноября вице-премьер Аркадий Дворкович поручил Минтрансу и ФАС совместно с ОАО РЖД "представить информацию об использовании средств, вырученных от применения экспортной надбавки, на ликвидацию инфраструктурных ограничений" (перечень поручений есть у "Ъ"). По мнению источника "Ъ" в отрасли, ФАС может вообще попытаться отменить предыдущее решение и ввести прямую надбавку на экспорт грузов. Другой собеседник "Ъ" отмечает, что последние заявления ОАО РЖД, в том числе поправки к целевой модели рынка железнодорожных перевозок, указывают на стремление монополии добиться пересмотра тарифной системы так, чтобы увеличить свою доходную базу, исключив обязанность по развитию инфраструктуры, в том числе по расшивке "узких мест".

 

"Сейчас тарифный коридор используется не совсем так или совсем не так, как это предполагалось",— говорит глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. По его словам, в большинстве случаев это инструмент балансирования бюджета ОАО РЖД и компенсации ухудшения качества грузовой базы, и лишь изредка и крайне выборочно он действительно применяется для привлечения грузов на железную дорогу.

 

Наталья Скорлыгина

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Деньги
Еще от Ъ-Газета