Курсы валют
USD 63,9114 0,0373
EUR 68,5002 −0,1900
USD 63, 6325 −0,1200
EUR 68, 2150 −0,1200
USD 63, 6440 −0,1003
EUR 68, 2707 −0,0632
USD 64,0000 63,9000
EUR 68,3000 68,5500
покупка продажа
64,0000 63,9000
68,3000 68,5500
05.12 — 12.12
63,9800
68,2800
BRENT 54,19 0,15
Золото 1171,03 −0,10
ММВБ 2161,29 0,04
Главная Новости Страхование Экстрим для каско
Экстрим для каско

Экстрим для каско

Источник: Рамблер/финансы|
11:50 17 февраля 2015
Последние несколько лет автокаско выступало одним из ведущих двигателей российского страхового рынка благодаря росту продаж автомобилей и развитию кредитования.
Экстрим для каско
Фото: depositphotos.com

Но, похоже, в 2015 году этот сегмент сбавит обороты. Ассоциация европейского бизнеса уже отрапортовала о снижении продаж автомобилей в 2014 году на 10,3%, в 2015 году ряд экспертов прогнозируют падение этого рынка на 35%. Еще одним тормозом для каско выступит произошедшая девальвация, которая удорожает стоимость запчастей и, соответственно, ремонта.

Страховщики уже в прошлом году значительно поднимали тарифы на каско, однако это не станет панацеей. Сокращение рынка неминуемо, не все страховые игроки осмеливаются на прогнозы, но часть из них ожидает сокращения на 15%. 

Почему растут тарифы

Повышение стоимости каско происходило с начала 2014 года, отмечает руководитель управления андеррайтинга компании «АльфаСтрахование» Илья Григорьев. «Участники рынка приводят различные показатели роста – от 5% до 50% в зависимости от модели автомобиля и территории покупки полиса. Официальная статистика показывает рост средней премии на 7% за девять месяцев 2014 года. Именно настолько увеличилась средняя стоимость полиса каско в топ-12 российских компаниях на рынке автострахования в целом. Средний тариф при этом возрос с 4,71% до 5,12%», - отмечает он.

В зависимости от территории показатель повышения достигает и крайне высоких значений. Кроме того, отдельные участники рынка либо сократили продажи в отдельных городах, либо вовсе прекратили их из-за экономической нецелесообразности, добавил И.Григорьев.

«Мы можем констатировать только динамику изменения цен по ряду позиций и ряду производителей.  Динамика неравномерна - от 15% до 80%. Выросла стоимость не только запчастей, но и стоимость работ. Сейчас страховщики вынуждены закладывать в стоимость страхования неопределенность, связанную с дальнейшим изменением стоимости транспортных средств, запчастей и так далее. И это на фоне решения Пленума ВС. На фоне необходимости платить за УТС. И на фоне тотального отказа от страхования с франшизой», - добавляет первый заместитель председателя правления «Согаза» Николай Галушин.

Убыточность как по каско, так и по ОСАГО разительно отличается от региона к региону, продолжает он. «Это зависит и от количества транспортных средств в регионе, и от качества и структуры портфеля ТС в регионе, от территориальной специфики региона. Картина рисков и убытков не очень меняется», - поясняет Н.Галушин.

Рост тарифов каско в прошлые годы определялся инфляцией и ростом количества выплат по судам, при этом они росли, прежде всего, в убыточных сегментах, отмечает руководитель департамента андеррайтинга СК «МАКС» Сергей Печников. «Изменения, происходящие сейчас, связаны с общей экономической ситуацией, колебаниями курса валют и затронули все сегменты, поскольку 70% страховой выплаты, а именно стоимость запчастей, привязана к валюте. Как будет изменяться стоимость каско в дальнейшем, будет зависеть от стоимости валюты и от спроса на страхование каско, который в свою очередь в последнее время сильно зависел от объема автокредитования», - добавляет он.

На удорожание программ каско в значительной степени повлияла и судебная практика, комментирует директор дирекции розничного бизнеса ОСАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев. «Страховщика зачастую обязывали платить даже в тех случаях, когда клиент нарушал правила страхования, например, ДТП было совершено водителем, не вписанным в полис. Такие риски не были предусмотрены договором страхования и тарифом, в итоге компании получили рост убыточности. Если говорить о локальном повышении цен на полисы для определенных марок и моделей автомобилей, то оно связано с накоплением статистики по аварийности, а также по угонам. Не секрет, что для машин, пользующихся спросом у угонщиков, тариф каско будет выше. То же самое относится к массовым моделям авто, которые часто попадают в ДТП и ремонтируются за счет страховщиков», - поясняет он.

По мнению И.Григорьева, макроэкономическая ситуация не только стала причиной повышения номинальной стоимости запасных частей на иномарки, которые в основном и страхуются по каско, а также серьезно изменила поведение людей. «В условиях экономической неопределенности люди стремятся обновить свои автомобили за счет страховых компаний, они чаще заявляют о повреждениях, на которые раньше не обращали внимания, например, на мелкие царапины. Такое поведение увеличивает частоту заявлений и общий объем выплат по каско», - сказал он.

«Относительно правоприменительной практики, тут все гораздо сложнее, это специфический фактор страховой отрасли. Отдельные решения и разъяснения высших судебных органов фактически отменили свободу договора. В результате этого на страховщиков обрушилась волна исков по случаям, которые не входили в страховое покрытие в рамках подписанных на тот момент с клиентом договоров. Например, угоны автомобилей без предоставления комплектов ключей, оригиналов документов. Мы стали платить за водителей, которые не вписаны в полис, по договорам с просроченными сроками оплаты, компенсируем утрату товарной стоимости. Этим стали пользоваться мошенники и особенно, автоюристы, которые включили в свою практику, помимо ОСАГО, еще и судебные споры по каско», - добавляет И.Григорьев.

Помимо этого, увеличилось количество мошеннических действий, отмечает представитель «АльфаСтрахования». «Участились «самоугоны», страхователи отказываются ремонтировать автомобили даже у официального дилера, а вместо этого приносят на оплату завышенные в несколько раз сметы сомнительных «экспертных» организаций и другое», - говорит эксперт.

Осторожные прогнозы

Несмотря на повышение тарифов по автокаско, темпы прироста взносов в 2015 году не превысят 5% в случае реализации базового сценария (объем рынка – не более 225 млрд рублей), объем рынка сократится на 4–6% при реализации негативного прогноза (объем рынка – не более 205 млрд рублей), говорится в прогнозе «Эксперт РА». Сдерживающее влияние на рост рынка окажут сокращение продаж автомобилей, сокращение темпов прироста автокредитования и отказ страхователей приобретать страховое покрытие по возросшим тарифам, отмечают эксперты агентства.

Представители компаний осторожничают, стараясь не прогнозировать развитие событий на страховом рынке в 2015 году, но если и делают предположения, то они оказываются гораздо пессимистичнее.

«Возможности для наращивания объемов продаж сейчас ограничены. Развитие российского сегмента каско сильно зависит от положения дел на автомобильном рынке в целом. С прошлого года дилерские центры отмечают спад продаж новых авто, соответственно, доля новых клиентов каско сокращается. Многие в условиях кризисной неопределенности и роста цен сейчас отказываются от плановых покупок автомобилей, сужается кредитный сектор. Все это оказывает прямое влияние на автострахование. По нашим прогнозам этот год будет сложным для рынка каско, скорее всего, мы увидим сокращение объемов этого сектора на уровне 15%», - считает В.Княгиничев.

С.Печников отмечает, что все-таки, не стоит поддаваться крайним паническим настроениям, которые присутствуют среди страховщиков. «Тотальная остановка рынка каско маловероятна, поскольку есть много лизинговых и кредитных автомобилей, которые требуют страхования, например, автопарки юридических лиц», - добавляет он.

Эксперт компании «Альфастрахование» дает прогноз по рынку каско – снижение на 10-15% вследствие сокращения объема продаж новых автомобилей. Но конкретнее говорить о динамике можно будет по итогам первого квартала. «Сейчас рынок находится в ситуации крайне высокой степени неопределенности, поэтому делать точные прогнозы относительно дальнейшей динамики проблематично. В январе происходит сезонное снижение спроса, поэтому результаты января не будут показательны», - отмечает И.Григорьев.

«Думаем, что к любому прогнозу сейчас надо подходить очень аккуратно. Очевидно, что автомобильный рынок находится в стадии рецессии, только в январе падение продаж составило более 20% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Однако мы не стремимся привлекать клиентов любой ценой, в том числе неоправданным демпингом», - говорит заместитель начальника управления розничного страхования ОСАО «РЕСО-Гарантия» Никита Ситников.

Компания «Согласие» в 2015 году не планирует большой рост по каско, заявил директор департамента андеррайтинга и управления продуктами Дмитрий Кузнецов. «Что касается прогнозов по рынку, то рынок каско очень сильно завязан на продажи новых транспортных средств, а тут точные прогнозы по падению этого рынка пока давать сложно», - сказал он.

Удержать клиента 

Чтобы удержать клиентов, страховщики уповают на сокращение убыточных сегментов, развитие продуктов с урезанным покрытием, делают ставку на телематику. А такой продукт, как франшиза, хоть и являлся бы возможным выходом из положения, но спрос на него не во всех компаниях значителен, как хотелось бы.

«В сегменте розничного страхования мы развиваемся. Упор компания делает на прямые продажи. Мы не будем значительно развивать агентские продажи и продажи через дилеров. Согаз принимает участие в общении с компаниями, которые занимаются разработкой телематических решений, мы ищем приемлемые для клиентов и для себя возможности привязать стоимость страхования к специфике и характеру управления транспортным средством у владельца. Продвигаем страхование с франшизой, что, с одной стороны, должно снизить стоимость страхования, с другой стороны, повысить ответственность владельца машины за сохранность ТС, бережное к ней отношение», - отмечает Н.Галушин.

По его мнению, текущая ситуация требует от страховщиков не увеличения объемов сборов любой ценой, а изменений устройства компаний с комфортного отношения к способу привлечения бизнеса на эффективный способ привлечения бизнеса.

«Мы планируем развивать портфель каско в соответствии с собственным планом. Ключевой задачей для нас будет сохранение рентабельности, а не наращивание объемов. Только при запасе финансовой прочности мы сможем выполнять свои обязательства перед клиентами и оставаться в бизнесе», - говорит И.Григорьев.

«Наша основная стратегия при реализации автокаско – предоставление надежной защиты нашим страхователям при обязательном положительном финансовом результате для компании. Это подразумевает, что мы максимально ограничиваем работу в убыточных сегментах. Таким образом, планы по развитию на 2015 год - это в первую очередь жесткий контроль убыточности: развитие продаж в целевых низкоубыточных сегментах с максимальным исключением убыточных сегментов», - сказал С.Печников.

Для доступности и одновременно рентабельности МАКС широко применяет страхование с франшизой, линейка франшиз сегодня одна из наиболее широких на рынке, отмечает он. «К сожалению, продукты с франшизой продавать нелегко, поскольку они требуют больших усилий от продавцов, но те затраты которые несут страховщики для продвижения подобных продуктов, очень быстро окупаются», - добавляет он. Основные усилия в период падения общих продаж на рынке прикладываются к максимальному удержанию низкоубыточных клиентов и продвижению продуктов с франшизой, а также продуктов с ограниченным перечнем рисков («только хищение», «только ущерб» и т.д.), говорит эксперт. «Статистика продаж в каждом конкретном случае только лишь отражает, насколько усиленно конкретный страховщик продвигает франшизу или урезанные продукты, т.к. потребители сами их редко выбирают. Дилерский канал, который занимает солидную долю на рынке, например, «не любит» продавать франшизу. С одной стороны это сложно, с другой стороны, это ограничивает доходы дилера – снижается премия, а следовательно, комиссия дилера, и что самое важное – это ограничивает ремонтный ресурс дилера, который поставляет страховщик: снижаются возможности дилера по заработку по мелком ремонте застрахованных машин, который является наиболее частым. То есть инструменты для работы в «агрессивной среде» у нас есть.  Теперь остается только эффективно их использовать», - добавляет С.Печников.

Компания «Ингосстрах» внедряет в программы каско новые опции на базе мобильных приложений, которые позволяют ускорить и упростить процесс коммуникации клиента с компанией, отмечает В.Княгиничев. «Уже сейчас страхователь может узнать через мобильное приложение статус урегулирования убытка, получить справочную информацию и т.д. Мы также внедрили сервис, позволяющий подавать извещение о страховом случае через смартфон или планшет прямо с места ДТП. Такие опции вызывают интерес у клиентов, и количество желающих ими воспользоваться все время растет. Мы идем по пути сохранения высокого качества сервиса. Зачастую отзывы страхователей, которые получили возмещение в «Ингосстрахе», а до этого имели опыт общения с другими компаниями, действуют лучше любой рекламы», - говорит он.

Но спрос на франшизу минимален, добавляет эксперт. «Это связано со структурой клиентской аудитории. Страхователи, которые приобретают полис в рамках кредитной программы, не имеют возможностей для оформления франшизы. Представители среднего класса, покупающие каско в добровольном порядке, в большинстве своем хотят получить не экономию, а полноценное качественное покрытие всех рисков. Однако, вместе с удорожанием программ каско франшиза набирает популярность. На данный момент наиболее популярен продукт «Автопрофи», в котором франшиза начинает применяться только со второго случая», - добавляет В Княгиничев.

Альтернативы подорожавшим полисам каско есть, и их достаточно много, уверен И.Григорьев из «Альфастрахования». «Рынок  страхования предлагает различные виды продуктов, в основе которых лежит принцип «плати, как ездишь», в России такая категория получила название «умное страхование». Самым «продвинутым» является страхование с использованием телематических устройств, когда автовладелец через мониторинг собственного стиля вождения может получить значительную скидку на полис каско. Параметры управления автомобилем отслеживаются специальным устройством, устанавливаемым в транспортное средство. Такие продукты получили достаточно широкое распространение в западных странах», - рассказывает он. 

Компания также видит высокое повышение спроса на продукт, который в «Альфастраховании» называется «50х50+», покрывающий определенный набор опций – крупные риски: угон, полная гибель автомобиля.

Еще одним инструментом оптимизации стоимости является безубыточность с точки зрения страховой компании, продолжает И.Григорьев. «То есть у автомобиля в течение страхового период могут быть небольшие повреждения, но владелец не заявляет их на урегулирование в страховую компанию, устраняя последствия самостоятельно. Но зато в следующем периоде он приобретает полис с весомой скидкой. Полис по-прежнему защищает его от крупных убытков», - отмечает эксперт. 

Еще одной альтернативой является страхование с франшизой, то есть клиент принимает часть риска на себя, но значительно экономит на конечной стоимости полиса. «Мы уже сейчас видим, что она начала свое распространение в сегменте дорогих автомобилей.  Например, использование франшизы в 10 тыс. рублей может снизить стоимость каско на 20-30%. Владелец автомобиля принимает в расчет, что ему будет проще и удобнее не тратить время на заявление, например, царапины и при этом сэкономить на стоимости полиса. Это также нормальная практика для всех западных стран. Страхование с франшизой пользуется популярностью. Для ряда категорий клиентов страхование с франшизой стало обязательным», - добавляет И.Григорьев.

Анализируя ситуацию на рынке каско, можно сказать, что в настоящий момент он находится в некой точке перелома с точки зрения потребительского поведения, считает эксперт. Вполне возможно, что в скором времени российский страхователь может прийти к пониманию того, что полис каско нужен не для того, чтобы ремонтировать свой автомобиль за счет страховой компании, а для того, чтобы защитить себя от катастрофических расходов в случае серьезного повреждения автомобиля, заплатив за это небольшую сумму, продолжает он. «К этому российских автовладельцев подталкивает несколько факторов – во-первых, как уже отметил выше, стоимость стандартного продукта стала относительно больше, во-вторых, все больше водителей понимают, что «полный» полис им не нужен – они водят аккуратно, не попадают в аварии и, соответственно, не хотят платить за «лихих» водителей, мошеннические действия и другое. А инструменты оптимизации стоимости, которые я назвал выше, и позволяют каждому страхователю «настроить» индивидуальный тариф», - пояснил он.

«Стандартные продукты РЕСО-Авто всегда предусматривали возможность оптимизации расходов клиента. Можно выбрать страхование с различным размером франшизы (от шести до тридцати тысяч рублей), что позволит сэкономить до 40% стоимости полиса. Кроме того, страховую премию можно оплачивать в рассрочку – двумя или четырьмя платежами в течение года. Если говорить о пролонгации действующих договоров, то, конечно, мы высоко ценим своих постоянных клиентов и предлагаем для них индивидуальные условия в зависимости от истории страхования в РЕСО», - говорит Н.Ситников. Франшиза является одним из основных и наиболее популярных инструментов снижения стоимости полиса, продолжает он. «Из общего количества договоров каско в 2014 году доля полисов с франшизой составляет 30%, в январе 2015 года она увеличилась до 45%», - сообщил Н.Ситников.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Страхование