Курсы валют
USD 64,1528 0,4721
EUR 68,4703 0,8541
USD 63,8 800 0,0025
EUR 68, 1575 0,0850
USD 63,8333 0,0000
EUR 68,08 51 0,0009
USD 64,0000 64,2500
EUR 68,2100 68,4900
покупка продажа
64,0000 64,2500
68,2100 68,4900
28.11 — 05.12
64,7500
69,7500
BRENT 54,36 0,15
Золото 1175,89 0,01
ММВБ 2128,99 −0,20
Главная Новости Деньги Рубль против продуктов: почему цены не падают
Рубль против продуктов: почему цены не падают

Рубль против продуктов: почему цены не падают

Источник: Рамблер/финансы|
16:06 13 мая 2015
Резкое обесценение рубля к доллару и евро осенью и зимой привело к росту цен на большинство продуктов и товаров в российских магазинах. Когда ситуация с ценами изменится - в нашем материале.
Рубль против продуктов: почему цены не падают
Фото: http://finance.rambler.ru/images/news/2015/04/07/1428592020_04489.jpg

Резкое обесценение рубля к доллару и евро осенью прошлого года неминуемо привело к удорожанию большинства продуктов и товаров в российских магазинах. В целом, за 2014 год рубль потерял в цене к доллару 40%, к евро – 35%, но основное падение было именно во второй половине года. Как правило, торговые сети не реагируют немедленным повышением цен – на складах достаточно запасов, которые реализуются по «старым» ценам, создавая иллюзию того, что крах национальный валюты не влияет на цены в магазинах. Но по мере иссечения запасов на склады поступают новые товары, сильно подорожавшие, поскольку многие продукты или товары Россия традиционно импортирует.

С начала 2015 года рубль начал постепенно отвоевывать позиции у доллара и евро, и в начале текущей недели показал минимальные к ним значения за последние 3-4 месяца. Эксперты указывают, что падение цен в магазинах мы увидим только через несколько месяцев. Укрепление рубля может сказаться на скорости снижения стоимости импортируемых товаров с коротким сроком хранения, говорит генеральный директор Московского завода плавленых сыров "КАРАТ" Павел Розенфельд. Продукция с длительным сроком хранения будет терять в цене медленно.

Начальник управления обслуживания клиентов на рынке Форекс «Лайф Капитал» Дмитрий Суворов также считает, что в первую очередь будут снижаться цены на товары, которые имеют довольно высокую оборачиваемость. «Могу сказать, что винные трейдеры одними из первых должны начать снижать цены на вина среднего сегмента, что в целом уже можно наблюдать», - отмечает он. Однако, по его словам, волатильность на рынке все еще довольно высокая и рано говорить о том, что ситуация на финансовых рынках стабилизируется.

"Обычно цены на импортные товары реагируют на изменение курса национальной валюты в течение 3-6 месяцев, в зависимости от специфики соответствующей отрасли и договорных условий», - поясняет старший аналитик ГК FOREX CLUB Алена Афанасьева.

Как росли цены в России

Согласно статистике Росстата, в 2014 году импорт продуктов и с/х сырья из-за рубежа снизился на 8%, но по некоторым важным продуктом он вырос, к примеру, импорт молока и сливок вырос на 6,8%, сливочного масла - на 4,7%, картофеля - на 53,4%, лука и чеснока - на 38,7%, капусты - на 21,3%, огурцов и корнишонов - на 7,3%, сахара - на 25,6%.

Интенсивный рост начался уже в декабре прошлого года, когда цены цены на продовольственные товары (без алкогольных напитков) увеличились на 15,7% по сравнению с декабрем 2013 года, на непродовольственные товары – на 8,1%, на услуги – на 10,5%. Наиболее существенно в декабре выросли цены на табачные изделия (27,1%), электротовары и другие бытовые приборы (17,9%), телерадиотовары (15,8%) и медикаменты (13,1%).

В январе–феврале 2015 года рост продолжился: цены на продовольственные товары (без алкогольных напитков) выросли на 23,4% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, на непродовольственные товары – на 12,1%, на услуги – на 12,5%. Среди продовольственных товаров наиболее существенно в январе–феврале 2015 года выросли цены на сахар-песок (на 67,5%), крупу и бобовые (на 48,2%) и плодоовощную продукцию (на 42,2%). Среди непродовольственных товаров наибольший рост цен наблюдался на электротовары и другие бытовые товары (на 25,6%), табачные изделия и медикаменты (на 28,3 и 22,6% соответственно).

Как следствие, стоимость минимального набора продуктов питания, определяемая Росстатом, в расчете на месяц в среднем по России на конец февраля 2015 года составила 3730 рублей и выросла с конца февраля 2014 года на 24,4%. На фоне высокой инфляции снижалась покупательная способность денежных доходов населения, то есть доходов, которые они могут тратить на покупку того или иного товара. В частности, в январе 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года россияне стали меньше тратить на покупку плодоовощной продукции: на 41% меньше покупали свежей белокочанной капусты, на 21% снизили покупку репчатого лука, на 18% - яблок, на 17% - моркови. Покупки сахарного песка за январь сократились на 35%, риса – на 19%, других круп – на 15%.

Что будет дальше?

Если оценивать ситуацию в целом, то общая тенденция сегодня такова - снижение цен не будет быстрым, так как у бизнеса пока нет веры в стабильность рубля. «Мы, как отечественный производитель, сейчас прикладываем максимум усилий для сдерживания наших отпускных цен, в первую очередь, за счёт работы с отечественными поставщиками. Мы работаем с локальными молочными фермами и лишь частично закупаем в Европе ряд ингредиентов, необходимых для производственного процесса. Для этой продукции мы нашли российские аналоги высокого качества, проверенные и полностью натуральные», - говорит Павел Розенфельд из «КАРАТ». Компании также учитывают и потребности россиян в экономии, поскольку многие начали снижать объемы потребления продуктов. И компании стали выпускать продукты в емкостях меньшего объема. «Тем самым мы снизили для покупателя стоимость разовой покупки и дали возможность не отказываться от вкусного, качественного и натурального продукта», - говорит Розенфельд.

«Укрепление рубля не выглядит сейчас настолько стремительным, как выглядело его падение в конце прошлого года. Сейчас можно видеть небольшой откат, но, во многом, такая динамика несет в себе факторы некоего психологического успокоения - рубль растет, экономика поднимается с колен, ситуация стабилизируется», - комментирует Дмитрий Суворов из «Лайф Капитал». На самом деле, ситуация выглядит не намного лучше, чем в ноябре-декабре прошлого года, просто в сравнении с самым пиковым минимумом рубля она стала немного лучше, предупреждает он. Санкции никто не отменял, аренда торговых площадей не снижается и находится на довольно высоких уровнях. Практически во всех сферах бизнеса видна неопределенность, и предприниматели с большой опаской смотрят в будущее, говорит Суворов.

Импортеры в последние 6 месяцев оказались в крайне сложной ситуации: им почти недоступны кредиты, компании работают фактически «на свои» деньги, отмечает руководитель отдела аналитики компании RoboForex Андрей Гойлов. Особенно это касается бизнеса, не связанного с продуктовым ритейлом. Стоимость займов в России остается высокой и начинается от 15% годовых, это слишком много для рентабельного бизнеса. В цену товаров российских производителей входит не только чистая стоимость сырья, но и масса других факторов: от экономической перспективы до покупательского спроса, продавцы закладывают в цену конечного товара все риски, которые сейчас можно предусмотреть. Пик спада российской экономики придется на второй-третий кварталы 2015 года, поэтому в этот период цена на товары падать точно не будет. Даже наоборот: инфляция в стране продолжает расти по 0,2% в неделю. Какой-то стабилизации цен можно будет ожидать, начиная с третьего квартала, полагает Гойлов.

Теоретически, снижения цен на импорт при укреплении рубля можно ожидать с лагом от нескольких недель для продуктов питания и до нескольких месяцев - для непродовольственных товаров. Однако на практике важным фактором также является конкуренция в отрасли, если она недостаточно велика – снижение цен после девальвационного скачка в начале года может вовсе не наступить, - полагает финансовый аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин. Наиболее высококонкурентной отраслью в непродовольственном ритейле является сегмент мобильной электроники, судя по всему, здесь будет и наиболее заметно снижение цен. По сути, оно уже происходит, говорит Нигматуллин. Что касается производителей продукции с большой долей импорта в составе себестоимости, то здесь снижение цен будет наиболее длительным и малозаметным. Даже в случае укрепления рубля производители несут существенные издержки из-за удорожания долгового фондирования и перекладывают их на потребителей, считает аналитик.

«Определить временной лаг достаточно трудно, поскольку в новый кризис мы вошли с достаточно апатичным потребительским спросом, и я не исключаю, что по отдельным направлениям товаров огромные запасы по «старым» ценам до сих пор лежат на складах», - полагает генеральный директор ООО «Управляющая компания «Кастом Кэпитал» Эдуард Матвеев. Тем не менее, очевидно, что быстрее всех цены будут менять те, кто торгует зарубежными товарами, так сказать, «под реализацию». Например, автомобильные салоны. Остальным же продавцам придётся списывать в убытки курсовую разницу. На всё это дополнительно будет оказывать давление продолжающий снижаться потребительский спрос и сжимающаяся денежная база.

Учитывая ускоренное укрепление рубля против евро (против доллара он вырос на 3,33%, а против евро – почти на 14% с 1 января текущего года), скорее всего, первыми – на понижение, отреагируют именно продукция, поставляемая из Европы, продолжает Алена Афанасьева.

Тем не менее, в условиях большой неопределенности и вероятности новой волны девальвации рубля в случае введения дополнительных санкций против России, часть компаний, скорее всего, не будут торопиться с возвращением цен на более низкие уровни, полагает она. На текущий момент российские производители, имеющие высокую зависимость от импортного сырья или оборудования, пытаются создать определенную подушку безопасности для того, чтобы выжить даже в ухудшающихся условиях. Именно этот фактор и может затянуть процесс снижения стоимости товаров на более продолжительный период – 6-9 месяцев.

Для динамики цен обычно характерен так называемый «эффект храповика»: при появлении соответствующих драйверов цены легко растут, но медленно снижаются, поясняет директор отдела исследований рынка CBRE Валентин Гаврилов. При этом, когда импортные товары начинают сильно дорожать и терять конкурентоспособность, производители отечественных товаров, как правило, пользуются моментом, и также поднимают свои цены, хотя и в меньшем объеме. Соответственно, не стоит ожидать, что укрепление рубля будет способствовать заметному снижению цен. Соответственно, основным мотивом для снижения цен может стать не укрепление рубля, а падение спроса на определенные группы товаров и брендов. Иными словами, снижение цен будет носить не массовый характер, в отличие от массового роста в прошлые периоды. Продавцам потребуется какое-то время на осознание падения спроса на свою продукцию, и поэтому 3-6 месяцев видятся более реальным сроком для возможного снижения цен, - резюмирует Гаврилов.

В марте рост цен продолжился

Пока мы видим, что цены начали расти медленнее: в марте фрукты и овощи подорожали только на 1,2% против 7,2% в феврале, значительно снизились темпы роста цен практически на все продукты. И если не будет каких-либо шоков, к примеру, засухи, то вскоре фрукты и овощи могут начать довольно сильно, полагают аналитики Райффайзенбанка. Темпы роста цен на электротовары и бытовые приборы сократились с 2,2% в феврале до 0,9% марта, телерадиотовары подешевели на 0,6%, что свидетельствует о коррекции после ажиотажного спроса на электронику в конце 2014 г. Неприятным сюрпризом в непродовольственном сегменте стало ускорение роста цен на одежду (с 1,4% в феврале до 1,6% в марте) и обувь (с 1,4% до 2%), а также моющие и чистящие средства (с 2,55% до 3,8%) - категории, влияние эффекта от девальвации рубля на которую традиционно сильное. Таким образом, с уверенностью говорить о том, что пик удорожания этих товаров пройден пока преждевременно, хотя в апреле более вероятно начало тенденции к постепенному замедлению темпов роста их цен, заключают эксперты из Райффайзенбанка.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Деньги