Курсы валют
USD 64,1528 0,4721
EUR 68,4703 0,8541
USD 63,8 800 0,0025
EUR 68, 1575 0,0850
USD 63,8333 0,0000
EUR 68,08 51 0,0009
USD 64,0000 64,2300
EUR 68,3000 68,4300
покупка продажа
64,0000 64,2300
68,3000 68,4300
28.11 — 05.12
62,0000
66,4000
BRENT 54,36 0,15
Золото 1175,89 0,01
ММВБ 2128,99 −0,20
Главная Новости Аналитика Экономия в головах: появится ли в России новый культ бедности
Появится ли в России новый культ бедности

Появится ли в России новый культ бедности

Источник: Банки.ру|
17:30 18 августа 2015
Россияне отмечают, что цены на различные товары и услуги существенно выросли в последнее время. Одновременно опросы показывают, что среднестатистической российской семье нужно порядка 23 тыс. рублей в месяц на человека, чтобы сводить концы с концами.
Появится ли в России новый культ бедности
Фото: Paul White/AP/ТАСС

Россияне отмечают, что цены на различные товары и услуги существенно выросли в последнее время. Одновременно опросы показывают, что среднестатистической российской семье нужно порядка 23 тыс. рублей в месяц на человека, чтобы сводить концы с концами. Исследования также дают понять, что суммы, которые россияне считают показателем счастливого существования, снижаются из года в год. Портал Банки.ру разбирался, является ли это временным изменением в умах потребителей под влиянием кризиса или формируется установка нации на долгосрочную бедность.

 

А жизнь подорожала...

 

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) изучил отношение россиян к росту цен на различные категории товаров и услуг. Выяснилось, что в начале года соотечественники замечали большее подорожание неотъемлемых вещей и товаров в своей жизни. Тем не менее процент тех, кто до сих пор видит увеличение цен, еще очень велик.

 

Так, 83% опрошенных отметили, что подорожали коммунальные платежи. При этом каждый второй обратил внимание, что цены на ЖКХ выросли значительно. 77% респондентов также указали, что увеличились цены на мясные продукты, 60% — на крупы и макароны, 72% — на молочные продукты, 65% — на овощи и фрукты, а 66% — на хлебобулочные изделия.

 

Недовольны россияне и ростом трат на проезд. Более половины опрошенных (63%) заметили, что выросла цена на бензин, а 48% наблюдают рост стоимости проезда в общественном транспорте.

 

Кстати, если брать контент-анализ компании «Медиалогия», тема «рост цен» упоминалась около 500 тыс. раз в российских СМИ за последний год. Пик упоминаемости приходится на три зимних месяца.

 

Три бутерброда с колбасой — и ни в чем себе не отказывай

 

На фоне удорожания продуктов и услуг, которое заметно россиянам, примечателен другой опрос ВЦИОМа. По его данным, для того, чтобы «сводить концы с концами», семье в России нужно порядка 23 тыс. рублей в месяц на человека. Для жителей сельской местности этот показатель стремится к 17,5 тыс., а для двух столиц составляет 25 тыс. рублей.

 

«Бедными, по мнению наших сограждан, являются семьи со средним доходом на человека 11,2 тыс. рублей. Москвичи и петербуржцы, жители других «миллионников» порогом бедности считают суммы в 12,5 тыс. и 13 тыс. рублей, тогда как жители малых городов и сел – 10,4 тыс. и 10 тыс. рублей. Те, кто, по своим словам, «едва сводят концы с концами» и порой не имеют средств для покупки продуктов, считают порогом бедности 13,5 тыс. рублей в месяц. Те, кто материально более обеспечен, склонны занижать эту планку – до 10,2 тыс. рублей», — говорится в исследовании ВЦИОМа.

 

Для понимания: с точки зрения государства, в России бедными считаются люди с доходом ниже прожиточного минимума, который в I квартале 2015 года составляет 9,7 тыс. рублей в месяц. Для трудоспособного населения этот показатель находится на уровне 10,4 тыс. рублей, для пенсионеров – 7,9 тыс., для детей – 9,5 тыс.

 

«Для обычной российской семьи из трех человек ежемесячная сумма в 23 тысячи рублей на человека, скорее всего, включает в себя бензин на дорогу от дома до работы и обратно, два проездных билета на общественный транспорт в месяц, около 3 тысяч платы за квартиру и столько же – на оплату света, стационарной и мобильной телефонной связи, а также оплату ежедневного рациона в два столовых яйца, три бутерброда с колбасой или сыром, тарелку борща, кусок курицы или котлету с гарниром из картофеля или риса, а также стакан кефира на одного человека», — подсчитал начальник аналитического департамента ИК «Golden Hills КапиталЪ АМ» Михаил Крылов.

 

«23 тысячи рублей в месяц на сегодняшний день — это минимальная сумма, необходимая одной семье из трех человек, чтобы сводить как-то концы с концами, при условии, что у них есть собственное жилье. Из этой суммы 3—4 тысячи рублей каждый месяц будет уходить на ЖКХ, до 10 тысяч рублей — на продукты первой необходимости, еще около 5 тысяч рублей нужно тратить на транспорт и оставшееся — на походы к врачам, покупку одежды и товаров второй необходимости, — говорит ведущий аналитик компании MFX Capital Антон Краско. — Понятно, что из этой суммы отложить какие-то сбережения не получится и что в зависимости от региона разница сумм, необходимых для минимального достатка, довольно значительная. Скажем, в Москве для относительно нормального существования семьи необходимо минимум 40 тысяч рублей в месяц, а если речь идет еще о том, что надо снимать жилье, сумма доходит до 60 тысяч. На Северном Кавказе вполне достаточно 17—18 тысяч рублей, а, например, в Туве и 15 тысяч рублей нормально».

 

Аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева обращает внимание на то, что 23 тыс. рублей в разных регионах будут иметь разную покупательную способность. Например, в Тульской области 23 тыс. рублей — это выше средней заработной платы, а в Якутии 23 тыс. рублей — это очень мало, так как цены там значительно выше общероссийских.

 

Краско напоминает, что предпочтения и настроения населения меняются в зависимости от экономической ситуации в стране. При падении уровня жизни снижаются и запросы потребителей, это нормальная ситуация. При улучшении экономической конъюнктуры потребительские настроения будут улучшаться.

 

В деньгах счастье

 

Даже сумму, которая россиянам нужна для счастливого существования, в своих головах наши соотечественники уже снизили. Весной рекрутинговый портал Superjob.ru в очередной раз спросил своих посетителей «Сколько денег в месяц вам достаточно, чтобы чувствовать себя счастливым человеком?». Оказалось, что если в 2010 году средняя озвученная сумма составляла 188 тыс. рублей, а в 2014 году – 173 тыс., то в 2015-м она упала уже до отметки в 162 тыс. рублей.

 

Так что же, жители России, «проникнувшись» кризисом, решили жить по уму, а не по желаниям?

 

Михаил Крылов считает, что в России сейчас можно говорить о завершении потребительского цикла. Культура потребления сохранилась, но в определенных сословиях. Однако говорить о завершении потребительской цивилизации, при которой наблюдается культ потребления, преждевременно.

 

«Цивилизация заканчивается при повышении уровня финансовой грамотности. Когда человек понимает выгоды разнообразных финансовых продуктов – например, отличие инвестпортфеля от банковского депозита. Пока этого не произошло, нельзя ожидать ни банковского бума, ни повышения уровня сбережений, — комментирует эксперт. — Мы имеем дело с кризисом располагаемого дохода. В больших городах люди стали жить беднее, в селах уровень немного вырос. Выравнивание доходов – это идея, близкая к социальной справедливости. Мегаполисам она далась очень нелегко. По этой причине москвичи и петербуржцы оценивают сумму, нужную для жизни без излишеств, немного ниже. Жители мегаполисов считают свой уровень жизни несколько выше провинциального, хотя далеко не всегда это соответствует действительности. Помимо этого, в крупных городах смутно представляют, насколько затратными могут стать поддержание собственного жилища и обустройство сельской жизни».

 

Профессор грузчику товарищ

 

Как бы то ни было, полагает Крылов, о каком-то единстве национального потребительского поведения россиян говорить не приходится.

 

«О проблемах говорить не принято, — сетует он. — В действительности у многих россиян во время кризиса появилось больше общего с соседями по различным иерархиям. Например, у клерков появились единые экономические интересы с менеджерами среднего звена, а у работников умственного труда — с врачами-реаниматологами и портными, машинистами и строителями, водителями и грузчиками. Тем не менее корпоративной культуры внутри ремесел и групп похожего материального уровня совсем не хватает для того, чтобы сформулировать единое мировоззрение. Следовательно, консолидация экономических классов может идти разве что в скрытой форме».

 

По мнению Анны Кокоревой, момент осознания, что в стране наступил кризис, пришел к людям в конце 2014 года. Сейчас это стало еще более очевидным.

 

«Если в начале кризиса экономили лишь бедные слои общества, отказавшись от мяса и других дорогостоящих продуктов, то сейчас класс выше среднего тоже начинает экономить, отказываясь от поездок за границу и выбирая отечественные курорты. И чем сильнее будет кризис, тем сильнее будет заметна экономия среди населения, — комментирует она. — Говорить об окончании культа вещей я бы не спешила: богатые люди были, есть и будут. Но, конечно, общество потребителей сузилось. Учитывая, что население экономит вынужденно, а не осознанно, по завершении кризиса все вернется на круги своя».

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Аналитика
Еще от Банки.ру