Курсы валют
USD 59,6572 0,7247
EUR 69,4708 0,8085
USD 59,8 650 0,0650
EUR 69, 7875 0,1175
USD 59,8 429 0,0416
EUR 69, 7120 0,0375
USD 59,7000 59,9600
EUR 69,7100 69,8700
покупка продажа
59,7100 59,9600
69,7100 69,8700
31.07 — 07.08
58,5000
67,2000
BRENT 48,76 −0,31
Золото 1252,20 −0,13
ММВБ 1926,04 −0,26
Главная Новости Аналитика МАКСимальное импортозамещение: что покажут Путину в Жуковском
МАКСимальное импортозамещение: что покажут Путину в Жуковском

МАКСимальное импортозамещение: что покажут Путину в Жуковском

Источник: Forbes.ru |

Сегодня в Жуковском открывается 12-й международный аэрокосмический салон МАКС. И если на авиашоу в 2013 году главной новостью было «Путина не будет» (впервые с 1999 года!), то на нынешнем  — «Путин будет». Его приезд расценивается не иначе как политическая поддержка космической отрасли и авиапрома, страдающих из-за санкций. Вокруг этого события и будет вращаться МАКС.

 

Летная программа сегодня ожидается насыщенной: президенту продемонстрируют высший пилотаж «Русские витязи» на Су-27, «Стрижи» на МиГ-29; пролетят истребитель пятого поколения Т-50, пассажирский Sukhoi Superjet 100, потом еще один истребитель — Су-35, а потом — вертолеты и т. д. Все родное, из раза в раз повторяющееся. Из новинок будет созданная в этом году пилотажная группа на учебно-боевых самолетах Як-130. Она названа «Крылья Тавриды», т. к. первый официальный полет совершила в Крыму (ясен и политический контекст: полуостров назывался Тавридой в конце XVIII века, когда вошел в состав Российской империи).

 

Общее число участников МАКС 2015 — 760 компаний (с начала 2000-х годов меньше было только в посткризисном 2009 году — 711 участников). Из заявившихся 609 — российские компании, остальные 151 — иностранцы из 25 стран (на МАКС 2013 их было почти вдвое больше).

 

На прошлом салоне 12 стран организовали национальные павильоны. В этот раз будет только семь — от Франции, Бельгии, Чехии, США, Швейцарии, Ирана и Белоруссии. От павильонов отказались Германия, Канада, Украина, Польша, Великобритания и Дания. Впрочем, ряд компаний из этих стран принимают участие в МАКС 2015 самостоятельно — в частности, Bombardier, Lufthansa Technik, Rolls Royce, Pratt & Whitney и пр.

 

Украина — один из активных участников прошлых МАКСов — представлена на этот раз лишь ГП «Луганский авиационный ремонтный завод». Что же до главных игроков украинского авиапрома — «Мотор Сич» и «Антонов», то их нет. Зато экспозиция от Китая, по сравнению с МАКС 2013, стала в три раза больше; она расположилась в престижном павильоне — между Airbus и Boeing. В делегации от Китая — представители десяти компаний местного авиапрома. Китайцы впервые привезли полноразмерный макет самолета (их турбовинтовой MA700) и пригнали 17-местный самолет Y-12F. Зачем они демонстрируют в России именно эти модели, не ясно. Возможно, просто для галочки, а может, и клиентов ищут. Как бы не вышло, что не Китай будет у России самолеты покупать, а наоборот. Есть в списке участников авиасалона и Иран; даже ожидается визит вице-президента Сурна Саттари. Что объяснимо: сейчас близок к подписанию контракт на поставку в Иран зенитно-ракетных комплексов С-300 на сумму около $1 млрд.

 

«Монстры» мирового авиапрома Airbus и Boeing тоже представлены, но по-разному. У американцев — стенд с макетами; европейцы же организовали прилет новейшего самолета — A350. Пожалуй, именно этот лайнер вытягивает нынешний МАКС на качественный международный уровень и является его главной новинкой (самолет будет участвовать и в летной программе). Первый полет А350 состоялся в 2013 году, а год назад он прилетал в Москву в рамках мирового турне. А350 — конкурент Boeing 787 Dreamliner, но запущенный на несколько лет позднее. А350 как бы держался в тени расхваленного В787. Однако Airbus воспользовался отставанием: проблемы с литий-ионными батареями у В787 в январе 2013 года позволили европейскому концерну подстраховаться.

 

А350 прилетел на МАКС не просто так: заказчик этого самолета — «Аэрофлот». И если контракт на 22 В787 «Аэрофлот» вот-вот может расторгнуть (о такой вероятности говорил гендиректор авиакомпании Виталий Савельев), то в отношении 22 А350 подобных заявлений не слышно. И Airbus, и Boeing представят прогноз развития авиарынка в России и СНГ. В анонсе Boeing значится также «подписание важного стратегического соглашения с одним из крупнейших российских партнеров» (главный партнер у Boeing — «ВСМПО-Ависма»).

 

Российские участники МАКС 2015 выступают под эгидой «Да здравствует отечественное!» В апреле Минпромторг представил план импортозамещения в авиастроении. Так, в России должны будут производиться 10 из 22 иностранных комплектующих для SSJ; шесть из 35 — для МС-21. Любопытно, что больше всего импортного в Ту-214 — 242 компонента. Этот самолет не имеет серийного производства — он делается для государственных нужд. В свое время SSJ называли «слишком иностранным», но и замену комплектующих считали дорогой и необоснованной. Сейчас, после санкций, у проекта могут возникнуть проблемы с поставками деталей из-за границы, о чем производитель «Гражданские самолеты Сухого» предупредил в отчете.

 

Проблема в том, что отечественная промышленность далеко не все способна заменить. Плюс — это длительный процесс и капиталоемкий. В «идеологию импортозамещения», правда, вписывается вариант СП с иностранным производителем. «Технодинамика» (входит в «Ростех») организует совместное с французской компанией Messier-Bugatti-Dowty производство шасси для SSJ, а с американской Curtiss-Wright разрабатывает систему пожарной защиты для МС-21.

 

Есть и первые образцы импортозамещения — двигатели  для МС-21 и вертолетов; их покажут на МАКС 2015. Что же до контрактов на нынешнем салоне, то ощущение, что их наскребли по сусекам: государственные компании подпишут бумаги с государственными структурами с расчетом на помощь государства.

 

Наконец, зрелищная программа. В ней доминируют наши пилотажные группы («Русские витязи», «Стрижи», «Русь», «Соколы России», «Крылья Тавриды») — это будет красиво и захватывающе. Не оказалось в программе завсегдатаев прошлых МАКСов — пилотажных групп Patrouille de France (ВВС Франции) и Frecce Tricolori (ВВС Италии). Когда-то и самолеты ВВС США прилетели в Жуковский. Но это было давно и в другой жизни.

 

Анастасия Дагаева
колумнист

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Аналитика
Еще от Forbes.ru