Курсы валют
USD 63,8741 −0,0501
EUR 68,6902 0,9242
USD 63,7 400 −0,0300
EUR 68,4 625 0,0250
USD 63,7 825 0,0223
EUR 68,4 557 0,0231
USD 64,0000 63,8900
EUR 68,4000 68,7000
покупка продажа
64,0000 63,8900
68,4000 68,7000
05.12 — 12.12
63,6000
68,6000
BRENT 53,92 −0,98
Золото 1172,24 −0,01
ММВБ 2154,04 −0,13
Главная Новости Издержки от «Платона» почти сравнялись с выгодой от него
Издержки от «Платона» почти сравнялись с выгодой от него

Издержки от «Платона» почти сравнялись с выгодой от него

Источник: Ведомости|
23:15 26 декабря 2015
Она слишком незначительна, чтобы ломать условия для бизнеса и финансирования дорог, говорят эксперты и чиновники.
Издержки от «Платона» почти сравнялись с выгодой от него
Фото: Валерий Матыцин / ТАСС

Каждый раз мы стремимся получить маленький выигрыш, покорежив систему экономических отношений» – так в интервью «Ведомостям» охарактеризовал запуск «Платона» министр экономического развития Алексей Улюкаев. Изменение нагрузки на бизнес, сбои, парализовавшие работу многих перевозчиков, удар по малому бизнесу, добавка в инфляцию и слом системы финансирования дорог – вот, возможно, неполный список экономических последствий. А начиналось все с идеи провести модельный и прозрачный конкурс.

 

Безопасность за 10,6 млрд руб.

 

Открытый конкурс – так хотел выбрать Росавтодор оператора будущей системы сбора платы за проезд грузовиков массой выше 12 т. Российские участники подбирали иностранных партнеров, уже запускавших такие проекты за рубежом. Но вмешался гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов – он предложил без конкурса отдать проект госкорпорации, убеждая, что из-за участия иностранцев может пострадать национальная безопасность. Правительство согласилось, что безопасность важнее, и контракт без конкурса получила структура «Ростеха» – РТИТС. В ноябре 2014 г. у РТИТС появился совладелец – половину компании приобрел сын Аркадия Ротенберга Игорь, остальные 50% – у фонда «РТ-инвест» (принадлежит «Ростеху» и Андрею Шипелову).

 

РТИТС получила кредит от Газпромбанка в 27 млрд руб., а банк – льготное рефинансирование от ЦБ. За услуги РТИТС государство будет платить 10,6 млрд руб. в год (46% индексируется на инфляцию). Почти весь платеж уйдет на обслуживание системы и кредита, прибыль – 5%, утверждает представитель РТИТС. От платных дорог «Платон» принципиально не отличается – только масштабом, удивлен менеджер компании – концессионера одной из платных дорог, а в структуре их издержек на обслуживание приходится до 10–14%, на налоги – 5–6%.

 

Добавка в цены

 

Год назад Росавтодор рассчитывал, что «Платон» пополнит федеральный дорожный фонд на 50–60 млрд руб. в год – при тарифе 3,73 руб./км. Но за несколько недель до запуска «Платона» правительство решило, что тариф будет расти постепенно – 1,53 руб. до марта 2016 г., 3,06 руб. до 2018 г. и потом 3,73 руб. В 2016 г. государство рассчитывает собрать 39,9 млрд руб.

 

 

Бизнес просил отложить запуск «Платона» или запустить его в тестовом режиме без платы. В Германии, например, он длился пять лет. Но правительство не вняло предупреждениям о неготовности системы, и 15 ноября «Платон» заработал с многочисленными сбоями.

 

Дальнобойщики ответили протестами на необходимость платить сразу три сбора: за проезд, транспортный налог и акцизы. Выручка с грузовика – около 6 млн руб., транспортный налог – в среднем 50 000 руб., подсчитал директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Андрей Попов. При пробеге 400–500 км в год средний чек «Платона» составит до 500 000 руб. при тарифе 3,06 руб., солидарны опрошенные перевозчики.

 

Издержки за «Платон» перешли в цены. Для рыбы и дорогого мяса себестоимость вырастет на десятые доли процента, а для дешевых напитков, воды, молока, некоторых овощей – на 1,5–7%, оценивает председатель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. ЦБ оценивает прямой вклад в инфляцию в 0,1–0,2 п. п.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Читать наВедомости
Рубрики
Новости
Еще от Ведомости