Курсы валют
USD 57,0861 −0,5335
EUR 67,2988 −0,8421
USD 57,3 175 0,0175
EUR 67,5 950 0,0175
USD 57, 3106 0,0147
EUR 67,6 847 0,0308
USD 57,2500 57,4900
EUR 67,6000 67,8400
покупка продажа
57,2500 57,4900
67,6000 67,8400
23.10 — 30.10
57,5000
67,9800
BRENT 57,92 0,12
Золото 1294,31 0,04
ММВБ 2106,39 0,15
Главная Новости Банки ЦБ разбудил банковских клиентов
Банкам снова придется усилить борьбу с сомнительными операциями

Банкам снова придется усилить борьбу с сомнительными операциями

Источник: Ъ-Газета |

Очередные методические рекомендации "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов" ЦБ опубликовал в среду в "Вестнике Банка России". На сей раз главный акцент сделан на операциях, которые неожиданно начинает проводить малоактивный, или "спящий", клиент. В среднем, как указывает Банк России, "спячка" длится три месяца, после чего по счетам начинают совершаться сомнительные операции (имеющие запутанный характер, не имеющие очевидного экономического смысла и, как считают в Банке России, возможно, совершающиеся в целях вывода капитала, незаконного обналичивания, ухода от налогообложения, финансирования коррупции и пр.). По мнению ЦБ, неожиданное пробуждение спящего счета клиента в одном банке может быть следствием выявления его подозрительной активности в другой кредитной организации. Чтобы подстраховаться на случай блокировки счетов в каком-либо из банков, такие клиенты держат много счетов "про запас" в разных банках. В результате, если компании в одном банке отказали в обслуживании из-за подозрительных операций, то она "вспоминает" про неиспользовавшийся ранее счет в другом банке и начинает работать через него.

 

При этом внимание ЦБ привлекает не пробуждение спящих счетов (само по себе это ни о чем плохом не свидетельствует), а наличие при этом совокупности ряда других, ранее уже описанных регулятором признаков сомнительной деятельности. Это минимальные уплачиваемые налоги (не более 0,5% от дебетового оборота по счету), минимальный уставный капитал, регистрация компании--владельца счета по местам массовой регистрации, совпадение учредителя, руководителя и (или) бухгалтера фирмы в одном лице, отсутствие представителя компании по месту ее регистрации. В качестве дополнительного фактора риска ЦБ указывает и еще один: начало активного использования "спящего" счета может совпадать со сменой владельцев компании или изменением его адреса, места нахождения, фирменного наименования.

 

Видя эти операции, связанные со "спящим" счетом, ЦБ рекомендует банку не только более пристально присмотреться к клиенту, но и блокировать возможности дистанционного банкинга (предварительно предусмотрев возможность такого отказа в договорах ДБО). Возобновлять дистанционное обслуживание подозрительно "проснувшегося" клиента банкам рекомендуется только при личном обращении руководства и одновременном обновлении сведений о таком клиенте, включая его владельца и бенефициара. Клиент при этом должен представить в банк документы об уплате налогов, уплаченных и исчисленных им в качестве налогового агента как минимум за последний отчетный год (в данном случае фирма таким образом, видимо, проверяется на ведение реальной деятельности). Также требуются выписки с банковских счетов в других банках об оплате коммунальных платежей, аренды и иных связанных с бизнесом сомнительного клиента платежей. Еще одним условием возобновления операций по счету является объяснение клиентом причин, почему "спящий" счет начал активно использоваться, которое он должен подкрепить соответствующими контрактами или другими документами. Если клиент отказывается содействовать или же его документы сомнения банка не развеивают, ЦБ рекомендует отказывать в проведении операций, а после двух отказов (в течение года) — и вовсе расторгать договоры банковского счета.

 

Антиотмывочные инициативы ЦБ банкиры традиционно соглашаются комментировать неофициально. "Схема, когда недобросовестное лицо покупает компанию, которая уже существует три-четыре года, и потом переводит ее на обслуживание в другой банк для совершения незаконных операций, живет несколько лет,— говорит сотрудник банка из топ-30.— Возможно, сейчас она просто стала более заметной на фоне активной борьбы с другими схемами". Все описанное в рекомендациях и так должно было бы привлечь внимание бдительных банкиров, указывают эксперты. "Однако описание четкой совокупности признаков, которые помогли бы выявить недобросовестных клиентов, лишний раз напомнит банкам об осторожности и аккуратности",— считает один из собеседников "Ъ".

 

Ольга Плотонова

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Банки
Еще от Ъ-Газета