Курсы валют
USD 59,6325 −0,3573
EUR 70,3604 −0,3436
USD 59,0 800 0,0300
EUR 69,6 500 −0,0125
USD 59, 1630 −0,1655
EUR 69, 7957 −0,0992
USD 59,5000 59,3400
EUR 70,0000 69,9900
покупка продажа
59,5000 59,3400
70,0000 69,9900
20.11 — 27.11
59,1700
68,8200
BRENT 62,72 −0,03
Золото 1293,55 −0,01
ММВБ 2131,91 −0,14
Главная Новости Аналитика Как друг Чемезова инвестировал в автопром
Как друг Чемезова инвестировал в автопром

Как друг Чемезова инвестировал в автопром

Источник: Ведомости |

В начале апреля многие СМИ по всему миру опубликовали расследования о владельцах офшоров, основанные на данных так называемого панамского досье. Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) получил доступ к части базы данных панамской юридической компании Mossack Fonseca – одного из крупных игроков в сфере регистрации офшорных компаний и управления ими.

 

В панамском досье содержится информация о необычных сделках с акциями «Камаза» и «АвтоВАЗа». И в том и в другом случае несколько офшоров получали опцион на приобретение за смешную сумму крупных пакетов акций автоконцернов. В случае же отказа от опциона они должны были платить штраф в сотни миллионов долларов. Бенефициаром одного из офшоров, участвовавших в опционных схемах, был друг президента России Владимира Путина виолончелист Сергей Ролдугин. Этот факт привлек к сделкам особенное внимание СМИ. Источники «Ведомостей» утверждают, что музыкант в итоге не поучаствовал в скупке акций «Камаза».

 

Эти сделки были частью процесса консолидации «Камаза» и «АвтоВАЗа» ФГУП «Рособоронэкспорт» (позднее вошло в состав госкорпорации «Ростех») и последующей продажи долей в компании стратегическому инвестору, выяснили «Ведомости». В то время как госкомпания брала ситуацию на автозаводах под собственный контроль, друг детства ее гендиректора Сергея Чемезова Виталий Мащицкий финансировал скупку акций. Впоследствии большая часть бумаг была продана стратегическим инвесторам. 10% «Камаза» за $250 млн купил немецкий Daimler. Правда, в случае с «Камазом» Мащицкому и его партнерам довести задуманное до конца не удалось. Daimler не стал дальше наращивать долю. У инвесторов осталось на руках 23,5% акций «Камаза».

 

Но вот в случае с «АвтоВАЗом» идея сработала блестяще. Инвесторы вместе с «Ростехом» в два приема продали альянсу Renault-Nissan контрольный пакет за $1,6 млрд.

 

Новые контролеры

 

В 2004 г. гендиректор «Камаза» Сергей Когогин, к тому моменту уже два года руководивший предприятием, пригласил президента «Тройки диалог» Рубена Варданяна обсудить возможность скупки акций «Камаза». Предприятие только-только с трудом оправилось от пожара, полностью уничтожившего в 1993 г. свежепостроенный завод двигателей. А в 2003 г. Набережные Челны потрясло похищение и жестокое убийство двух топ-менеджеров завода – заместителя гендиректора и руководителя одного из департаментов.

Но несмотря на все трудности, у Когогина горели глаза. «Я хочу все здесь возродить», – говорил тот Варданяну, – рассказал «Ведомостям» близкий к одному из участников той встречи человек.

Фактически тогда государство не контролировало «Камаз», хотя его крупнейшими акционерами было Росимущество (34%), Внешторгбанк (17%) и правительство Татарстана (11,6%).

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Читать наВедомости
Рубрики
Аналитика
Еще от Ведомости