Курсы валют
USD 63,3028 −0,0873
EUR 67,2086 −1,0372
USD 62, 4950 −0,0350
EUR 66,0 500 0,0350
USD 62,2169 0,0000
EUR 65,5740 0,0000
USD 63,1200 63,0000
EUR 67,1000 66,4000
покупка продажа
63,1200 63,0000
67,1000 66,4000
05.12 — 12.12
64,2500
68,2500
BRENT 54,35 0,17
Золото 1157,93 −0,12
ММВБ 2208,53 0,36
Главная Новости Аналитика Выбор пути: какие выводы диктует новый кризис
Выбор пути: какие выводы диктует новый кризис

Выбор пути: какие выводы диктует новый кризис

Источник: Forbes.ru|
16:00 19 января 2016
Резервы правительства не могут спасти ситуацию, но дают время на смену экономической политики.
Выбор пути: какие выводы диктует новый кризис
Фото: REUTERS / Kim Kyung-Hoon

Выступления премьера и министров на недавнем Гайдаровском форуме показали, что у правительства наступило осознание новой экономической реальности. Стало ясно, что примитивно «пересидеть» и «заговорить» кризис не удастся. Период низких цен на углеводороды надолго, а значит, если не разорвать пуповину зависимости российской экономики от нефти, то надолго и экономическая стагнация.

 

 

Системный кризис

 

Должен подчеркнуть, что с моей точки зрения переживаемый Россией кризис носит не циклический и конъюнктурный, а системный характер. Он следствие тупиковости той модели развития со ставкой на преобладание в экономике госкомпаний и ее сырьевой направленности, которая была выбрана в середине нулевых годов. Очевидным доказательством этого является то, что устойчивое снижение темпов роста перешедшее в падение основных макроэкономических показателей началось в 2012 году, т.е. задолго до экономических санкций и драматического падения цен на нефть. Разумеется, эти факторы усугубляют ситуацию, но не являются единственными.

 

Все более очевидно, что сохранение прежней модели развития в долгосрочном плане невозможно, и необходимо принять решение о смене парадигмы экономической политики. Разумеется, наряду со стратегическим выбором нужны и решения конкретных проблем «завтрашнего дня». Любопытно, что за исключением министра финансов высокопоставленные чиновники и руководители госкомпаний говорили о первом. Начнем все же с текущих проблем.

 

Бюджетные страдания

 

Пока кризисные явления волнуют граждан и правительство с разных точек зрения. Если население страдает от высокой инфляции, сокращения и замораживания зарплат, роста скрытой и явной безработицы, то власть больше озабочена бюджетными проблемами.

 

Ситуация с недавно принятым бюджетом действительно выглядит драматически. Он сверстан с дефицитом в 3% ВВП под цену нефти $50/баррель. В январе она колебалась вокруг 30$. Снятие санкций с Ирана отчасти уже учтено в снижении цен, но очевидно, что стремление иранцев вернуть свою нишу на рынках, будет продолжать толкать цены вниз. Напомню, что снижение цены нефти на 1$ ведет при нынешней структуре экономики и налогах к падению доходов бюджета примерно на 160 млрд. руб. По моим оценкам, при среднегодовой цене нефти $30 дефицит бюджета (при сохранении запланированных расходов) составит 7-7,3% ВВП. Возможность безболезненного покрытия такого дефицита вызывает большие сомнения. В Минфине уже заговорили о секвестре незащищенных статей бюджета на 10%. С момента принятия бюджета не прошло и месяца!

 

 

Я солидарен с теми экспертами, кто считает, что начинать суету с пересмотром бюджета уже завтра не стоит.

 

Во-первых, перекраивать бюджет с учетом сложности его формирования под каждый новый уровень цен на нефть занятие абсолютно тупиковое. Во-вторых, пока еще есть резерв не только в виде суверенных фондов, но и в форме остатков бюджета 2015 года (по оценкам — 150 млрд. руб.), а также замороженных пенсионных накоплений граждан (342 млрд. руб.). Спасти ситуацию эти резервы не могут, но время на принятие наиболее эффективного решения дают.

 

В рамках самого бюджетного процесса это решение нужно искать по двум направлениям. Первое – провести анализ всех расходных статей бюджета и в первую очередь госпрограмм на предмет эффективности использования средств. Второе – определиться с приоритетами бюджетных расходов, которых в нынешней ситуации не может быть много. Благополучные времена, когда денег даже с учетом воровства хватало почти на все – от обороны до олимпиады – прошли. Убежден, что приоритетом должны быть расходы на «человеческий капитал» — образование, здравоохранение, науку, культуру, а не финансирование  военных и правоохранительных нужд. Вложения в человеческий капитал – это вложения в будущее экономическое развитие. При высокой автономности нашего ОПК в рамках всей экономики его усиленное финансирование дает весьма скромный эффект даже с точки зрения текущего экономического роста.

 

Разумеется, если наша власть всерьез готовится к большой войне или к подавлению революции, то приоритетность финансирования армии и органов безопасности для нее логична.

 

Самое опасное при пересмотре бюджета применять механический подход равномерного сокращения всех его статей. При таком подходе мы сохраняем неэффективность бюджетных трат, сложившуюся в годы финансового благоденствия. Приоритетность и эффективность расходов – вот единственный допустимый сейчас критерий формирования нового бюджета.

 

 

Ложная альтернатива

 

При всей важности бюджетных проблем перед страной стоит гораздо более серьезный выбор, чем какую статью бюджета сокращать. Речь идет о кардинальном изменении модели развития. Несколько обостряя проблему выбора, могу сказать, что альтернатива проста и включает лишь два пути.

 

Первый путь это либерализация экономики, а вслед за ней и политической системы, с целью создания благоприятного предпринимательского климата и ускоренного слезания с нефтяной иглы. Набор конкретных направлений давно известен – ограничение коррупции, реформа судебной системы, в том числе для повышения защищенности собственности, снижение роли госкомпаний в экономике, включая приватизацию, с целью создания конкурентной среды, реформа налогового администрирования и другие меры, связанные с развитие рыночных институтов и структурными реформами.

 

Альтернативный путь – «закручивание гаек», возврат к элементам планово-административной системы с попытками контроля цен, ограничения вывоза капитала и валютных операций, отказ от рыночного образования курсов валют, ускоренная денежная эмиссия с ручным управлением финансовыми потоками, создание некоего аналога Госплана СССР и проч. Подобные предложения также неоднократно озвучивались в последнее время и различаются лишь мерой дальнейшего огосударствления экономики и отказа от рыночных основ ее функционирования. Тупиковость этого движения вперед методом возврата в прошлое, полагаю, не вызывает сомнений не только у серьезных экономистов. «Натурный эксперимент» под названием «советская экономика» страной уже был проведен, и его результат хорошо известен.

 

Отрадно, что пока президент и правительство декларируют, что подобного возврата в прошлое не будет. Однако и готовности двигаться в направлении серьезной трансформации экономики в сторону ее либерализации в смысле практических действий мы не видим (явно не рассчитанные на применение полулиберальные долгосрочные программы не в счет). А времени на выбор пути остается все меньше!

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Аналитика
Еще от Forbes.ru